Глава политбюро движения ХАМАС Исмаила Ханию совершил визит в Стамбул и был принят президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Анкара не причисляет ХАМАС к террористическим организациям, как сделали ее западные союзники, и сохраняет диалог с лидерами движения. Встреча проходила за закрытыми для прессы дверями и длилась 2,5 часа. Хания не первый раз в Турции, но его последний визит в эту страну был связан с рядом новых важных обстоятельств, которые начинают определять ход событий не только в секторе Газа.
Прежде всего, после того, как Катар намекнул на намерение отозвать свое посредничество с участием США и Египта по мирному урегулированию ситуации в Газе, в этом «треугольнике» обозначились кризисные явления, заведшие переговоры в тупик. Поэтому, считает ливанское издание Lebanonfiles, «Хания в Стамбуле зондировал почву относительно создания новой переговорной площадки с посредническими усилиями не только Турции, но и России». Помимо этого речь шла и о возможности возобновления действий Контактной группы Организации исламского сотрудничества (OIC) и Лиги арабских государств по Газе.
Во-вторых, в ситуации в регионе стали появляться новые вводные. США в угоду Израилю своим вето в Совете Безопасности ООН на полноправное членство Палестины в ООН вывели Рамаллу из «игры». Глава Палестинской Автономии Махмуд Аббас назвал вето США «разочаровывающим, достойным сожаления и безответственным, нарушившим все обещания относительно решения проблемы сосуществования двух государств и достижения мира в регионе». Одновременно Израиль стал перемещать эпицентр событий в сторону противостояния с Ираном. Не случайно Эрдоган в беседе с Ханией заявил, что «важно действовать в форме, которая удерживает внимание сосредоточенным на Газе и важно, чтобы не допустить на Западе рассеяния атмосферы, подвергающей сомнению нападения Израиля на Газу».
Третье: по мнению многих арабских экспертов, «смелый ответный удар Иран по Израилю насторожил некоторые арабские страны, которые негласно могут примкнуть к антииранской коалиции». Отсюда и их нежелание, как говорит Хания, «создавать и вводить арабский миротворческий корпус в Газу».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В таком контексте начинает более выпукло высвечиваться возможная посредническая миссия Турции. Как пишет газета Hürriyet, «Анкара готова выдвинуть новую инициативу, которая будет сосредоточена на временном прекращении огня в Газе как минимум на две недели, в течение которых будут обсуждаться остальные документы сделки». По данным этого турецкого издания, «ХАМАС поддерживает такое «компромиссное решение». Израиль вряд ли примет его, хотя, по некоторым сведениям, между спецслужбами Турции и Израиля, особенно после неспособности Египта и Катара добиться какого-либо прогресса на переговорах, поддерживаются контакты. Не случайно в Стамбуле в переговорах Эрдоган - Хания принимал участие и глава турецкой разведки (MIT) Ибрагим Калын. Кстати, ранее глава МИД Турции Хакан Фидан совершил визит в Катар, где встретился с катарскими властями и представителями ХАМАС.
Считается, что наиболее вероятным шагом Анкары станет активизация Контактной группы Организации исламского сотрудничества. Формальный предлог: остановить готовящуюся военную операцию Израиля в Рафахе и кооперация с Египтом по обеспечению бесперебойной доставки гуманитарной помощи в Газу. С другой стороны, Эрдоган призвал Ханию «действовать единообразно с Аббасом», потому что «путь к победе лежит через единство и целостность», что может «еще более привлечь внимание к сектору Газа». Но пока, по словам Хании, «Израиль не согласился на прекращение огня, и чего он хочет, так это вернуть своих пленных, а затем возобновить войну».
Что дальше? Конечно, Турция ищет свое место в урегулировании конфликта между Израилем и ХАМАС с целью повышения своей роли и влияния в регионе. Но выдвигаемые ею планы на официальном уровне выглядят пока абстрактно. Не ясно и то, готова ли она идти на кооперацию усилий с Россией по урегулированию ситуации в Газе или будет искать партнеров на Западе. И удастся ли ей в таком случае удержать центральное место в возможном процессе деэскалации, как это до недавнего времени удавалось Катару. Что касается Израиля, то в своих оценках турецкой инициативы он резко критичен, полагая, что Анкара намерена разместить миротворцев в зоне палестино-израильского конфликта. Да и сама идея Турции о странах-гарантах истолковывается как признак слабости Израиля.
Но как бы то ни было, в ближневосточных столицах обсуждаются разные варианты развития событий, в том числе потенциальное создание временного правительства в Газе при поддержке ООН и арабских стран. Ранее турецкая идея органично сочеталась с такими планами. Что будет сейчас?
Комментарии читателей (2):
21.04.24 21:51 - Сообщение отредактировано модератором