У РФ все больше проблем на рынке внутреннего долга. И дело даже не в том, что недавний выпуск бондов в который раз был признан несостоявшимся, пишет Telegram-канал «Суверенная экономика».
Планы по второму кварталу у Минфина грандиозные: объем размещения на триллион рублей по номиналу, причем 70% на срок от 10 лет. И здесь мы смотрим на кривую доходности по гособлигациям и видим, как по «длинным» бондам она улетает в космос. Из-за этого кажется, что Минфин стимулирует не экономику, а российские государственные банки.
Ведомство выпускает бонды. Условный Сбер покупает их и продает на вторичном рынке, где объем торгов вырос вдвое за год. Таким образом госбанки получают сверхприбыли образца прошлого года (1,5 трлн рублей у Сбера), платят с них налоги и дивиденды, деньги возвращаются государству. Внимание, вопрос: у нас уже все хорошо в экономике, можно выкручивать ставки в космос и зарабатывать на перепродаже собственных бондов?
Дальше еще круче. В ковидном 2020 году Минфин разместил ОФЗ с плавающим купоном на 3,3 трлн рублей. При том, что облигации федерального займа с фиксированным купоном «стоили» +6%, а ставка по флоатерам с 4,25% улетела на +15%. Кто заработал? Правильно, госбанки. Мы понимаем, что у Минфина нет хрустального шара. 2022 год — Минфин снова выпускает флоатеры. И вот наступает 2024 год — Минфин выпускает... ОФЗ с фиксированным купоном под 13%, которые уверенно продает госбанкам.
Берем мартовский макроопрос регулятора и обнаруживаем, что уже через два года в России ожидают «ключ» в районе 7,5%. Если к тому времени кривая ОФЗ опустится до 8-10%, то прибыль от длинных ОФЗ будет в районе 30%. Божественно, правда? Прибыль банков оплачивает Минфин. И это на фоне обсуждения повышения налогов.
Что с этим делать? С учетом высокой доли государственных банков разумно предложить им принудительную покупку ОФЗ. Ведь речь идет о развитии экономики. У Минфина сейчас достаточно рычагов для этого.
Комментарии читателей (0):