Дело не в деньгах. Главная проблема IT-сектора России

7 апреля 2024  20:28 Отправить по email
Печать

По итогам 2023 года доля IT-сектора в ВВП России увеличилась практически до 2%. Выручка компаний отрасли выросла на 43% до 5,5 трлн рублей. Причем растут абсолютно все направления, начиная от облачных технологий, заканчивая выпуском оборудования. Важно отметить, что российский IT-сектор растет темпами вдвое превышающими мировые (15% против 7-8%).

Этому способствует целый ряд факторов. Конечно, одним из основных является уход западных компаний, что высвободило для отечественных огромную нишу. Причем наши компании занимают её достаточно активно, предлагая довольно качественные решения.

В качестве примера приведу программное обеспечение для банковского сектора. Знаю, что особенно при его внедрении у сотрудников банков было много нареканий и претензий. Где-то определенные моменты были недоделаны, где-то выявились ранее не предполагавшиеся ошибки и т.д. Однако «внешний мир» (то есть, клиенты банков) на себе особых изменений не почувствовал. Года полтора назад, когда мне было необходимо провести определенную операцию в банке, у сотрудников зависло ПО, которое пришлось перезагружать. В результате вместо 5 минут времени потратил 7-8 минут. Не большая потеря.

Главная проблема для дальнейшего развития IT-сектора заключается в дефиците квалифицированных кадров. Сотрудников попросту нет. Компании резко повышают зарплаты, переманивают специалистов друг у друга. То, что зарплаты растут – конечно, хорошо (что бы ни говорила Набиуллина), однако недостаток кадров способен серьезно затормозить темпы роста.

При этом достаточно много внимания уделяется привлечению инвестиций в отрасль. То есть, наполнению её финансовыми ресурсами. Понятно, что ситуация разная от направления к направлению и, если брать уже, от компании к компании, но если брать в целом, то особых проблем с финансовым наполнением нет. Важно просто сохранить те правила, которые существуют сейчас, начиная от бюджетных субсидий, заканчивая налоговыми льготами.

В общем, менять текущую конфигурацию как в одну, так и в другую сторону нельзя. Выше я написал, что одним из главных факторов интенсивного развития IT-отрасли стал уход западных компаний. Это, конечно, так, но одного ухода мало. Без собственных ресурсов и технологической базы постепенно занимать их место все равно бы не вышло.

И здесь важно отметить, что система к тому моменту была готова и уже работала. В правительстве создали её в 2020 году, выбрав, пожалуй, оптимальную модель. В ней субсидии и налоговые льготы сочетаются с обеспечением спроса как со стороны государства, так и частного сектора. Но, повторю, нерешенной остается единственная проблема – дефицит кадров. Ей необходимо сейчас уделять приоритетное внимание.

Тем не менее, предложения по дальнейшей поддержке продолжают сыпаться. Так, на днях Московская биржа выступила с инициативой распространения компенсации затрат на выход на IPO для малых технологичных компаний с выручкой до 10 млрд рублей.

С одной стороны, такая проблема действительно имеется. Провести IPO стоит дорого. В качестве примера можно привести компанию «Астра» (разработчик ПО), которая стала публичной осенью прошлого года. На подготовку к размещению компания затратила 681 млн рублей при выручке в 9,5 млрд. При этом объем привлечения составил 3,5 млрд рублей. То есть, из этих 3,5 млрд можно смело вычитать 0,68 млрд и сумма уже получается на 1/5 меньше. Понятно, что в расходы выходят всякие маркетинговые услуги и т.д., но, согласимся, цифра большая.

С другой стороны, у той же «Астры» книга заявок была переподписана в 30 (!) раз. Это говорит о том, что финансовый спрос на компании IT-сектора имеется колоссальный. И такое имело место со всеми предприятиями отрасли, которые решили разместиться на бирже.

Но является ли для их коллег по цеху препятствием необходимость осуществления высоких затрат для проведения IPO? На мой взгляд, нет. Проблема надумана. Ни одна из компаний, выходящих на биржу, не заявляла своей первоочередной целью привлечение финансовых ресурсов для развития бизнеса. Главная мотивация – улучшение корпоративного управления, передача части акций сотрудникам для их сохранения в компании, маркетинговый ход (о публичных компаниях узнают больше – рост клиентской базы).

Несмотря на необходимость приличных трат, те компании, которые готовы к IPO, могут себе это позволить. Особенно, повторю, предприятия IT-сектора. А вот где действительно имеется проблема – так это с рынок pre-IPO, который у нас совершенно не развит и который как раз может выполнять функцию привлечения финансовых ресурсов для развития. К тому же, он не требует такой серьезной подготовки и значительных расходов, как рынок IPO.

Справедливости ради, Мосбиржа также говорит о необходимости развития рынка pre-IPO, однако на деле усилия прилагает не такие, как могла бы. В настоящий момент у нас нет полноценной финансовой инфраструктуры для pre-IPO, которая могла бы появиться непосредственно при участии Мосбиржи. Спрос для небольших размещений имеется существенный, что показывает немногочисленный (увы) опыт.

Но этот процесс необходимо организовать. И сделать его можно без прямой поддержки со стороны государства. Как знают мои читатели, я выступаю за максимально возможную государственную поддержку для развития всех без исключения секторов экономики. Но что касается данного вопроса, то здесь акценты расставляются неправильно.

Все что могло сделать государство – оно сделало. Теперь дело за совершенно другими акторами.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть