Накануне предстоящей в Брюсселе 5 апреля трехсторонней встречей между США, Европейским Союзом и Арменией госсекретарь США Энтони Блинкен решил позвонить президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, чтобы «снять обеспокоенности азербайджанской стороны относительно готовящихся договоренностей с Арменией», и сказать, что встреча «не направлена против Азербайджана». Ему важно было убедить Алиева в том, что в Брюсселе будут обсуждать «диверсификацию экономики Армении», а также реформы в области «демократии и верховенства закона», а «мирный процесс между Азербайджаном и Арменией не является темой встречи».
Дело в том, что ранее Баку получил сведения, что в Брюсселе будут решаться такие вопросы, как военная помощь Армении и проведение совместных военных учений, создание военной инфраструктуры на приграничных с Азербайджаном территориях, вооружение Армении по линии Европейского фонда мира Европейского Союза и за счет бюджета США. Понятно, что такой сценарий развития событий Баку не устраивает, и он предлагал отложить саммит в Брюсселе. Тем более, что накануне в Париже Блинкен обвинил Азербайджан в непризнании территориальной целостности Армении и в том, что он является «источником опасности для Армении», хотя Алиев подчеркивал приверженность заявлению, принятому на встрече в Праге в 2022 году, и Алма-Атинскому заявлению.
Убедил ли Блинкен Алиева в замысле, чтобы развести вопросы армяно-российских отношений и мирный переговорный процесс между двумя сторонами, говорить сложно. Но саммит в Брюсселе не отложен. По факту по его итогам в формате трехсторонней встречи Блинкена, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и премьер-министра Армении Никола Пашиняна может означать потенциальное появление в Закавказье нового, пока еще альтернативного России экономического альянса. В дальнейшем он может эволюционировать в сторону расширения военно-технического сотрудничества, что действительно способно осложнить переговоры по мирному договору.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В Баку это хорошо понимают. Поэтому вынос им проблем брюссельского саммита на большой политический аукцион имеет не случайный характер. Это означает продление периода нестабильности в регионе с разыгрыванием сразу двух «карт» - российской и азербайджанской, но с разным смысловым содержанием. Косвенно в этот процесс будут вовлекаться Турция и Иран. При этом в Армении уже работает мониторинговая миссия ЕС, которая при определенных условиях может превратиться в реальный инструмент воздействия на ход событий, затрагивающих интересы безопасности двух стран с новоявленной ответственностью США и ЕС. Мы это к тому, что Армения поэтапно движется в сторону экономической, а затем и военно-политической диверсификацией в сфере безопасности с ориентацией на ослабление отношений с Россией и ее влияния в регионе. При этом и для Азербайджана создается ситуация, когда он окажется вынужденным двигаться по предложенному тренду без российского тыла в сторону Турции и Запада. Похоже, именно в этом и состоит главный замысел саммита в Брюсселе: воссоздать в регионе полицентричную систему с разными центрами сил: Баку - с Анкарой, Ереван, вместо Москвы с Вашингтоном и Брюсселем, определяя границы тюркского и евразийского мира, включая иранское направление, но в контексте предстоящего изменения всего геополитического ландшафта в регионе.
Поэтому политики США и ЕС демонстрируют в Закавказье пока только тактику, скрывая стратегию, которая значительно шире географии региона. Осуществляется многоходовка с далеко идущими последствиями: через Армению наносится удар по стратегическому положению России в Закавказье, а также по тандему Азербайджан - Турция. Налицо «украинизация» Армении с нарушением баланса в регионе, что вызывает реакцию Баку, Москвы, а в будущем и со стороны Анкары и Тегерана, которые видят появление новых разделительных линий в Закавказье.
Нынешняя реакция Баку на саммит в Брюсселе носит пока упреждающий характер. Его беспокоят армяноцентричные действия Запада. Что касается Москвы то она стала менять политическую тональность в отношении Армении, в очередной раз призывая ее к возвращению к «союзнической нормальности», имея в виду прямой диалог с Ереваном, напоминая об участии в общих интеграционных объединениях: в ЕАЭС, ОДКБ и СНГ, взаимодействии в структурах ООН, иных международных форматах. Помимо этого Москва считает, что «давно пришло время восстановить ритмичную работу трехсторонних механизмов Россия – Азербайджан - Армения в целях эффективного поиска решений самых непростых вопросов, включая делимитацию границы, разблокирование транспортно-логистических маршрутов в регионе, выработку мирного договора». Эксперты предполагают, что Пашинян перед Брюсселем якобы стал стремительно «переобувается» и Москва о чем-то его «серьезно предупредила». Но пока остается ждать, что даст саммит Армения – ЕС - США.
Комментарии читателей (0):