На треке армяно-западных отношений создается новая многоходовая интрига. Ее начало обозначил пресс-секретарь госдепартамента США Мэтью Миллер. На брифинге он заявил, что «мы продолжаем поощрять создание условий для справедливого и достойного мира в регионе (Закавказье), и «единственный способ обеспечить устойчивый мир – это стол переговоров». Но при этом он добавил, что «нет никаких дипломатических переговоров, которые можно было бы анонсировать».
Но ведь на 5 апреля назначена встреча в Брюсселе с участием премьер-министра Армении Никола Пашиняна, госсекретаря США Энтони Блинкена и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Выходит, что США выводят этот саммит из контекста нормализации отношений между Баку и Ереваном. Возможно, не случайно именно в этот момент министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в интервью аргентинскому телеканалу Todo Noticias заявил, что «мы верим, что достичь мирного договора с Азербайджаном возможно», но «есть сложности, есть проблемы». По Мирзояну, главная сложность такая: взаимное признание территориальной целостности и демаркация границ между Арменией и Азербайджаном на основе Алма- Атинской декларации от 1991 года. Выходит, что Пашинян подписывая осенью прошлого года в Праге документ о признании территориальной целостности Азербайджана, действовал в одностороннем порядке, сбрасывая со своих плеч проблемы Нагорного Карабаха. Правда, эта акция в определенной степени активизировала переговоры по мирному договору с Азербайджаном на запанных площадках, которые вот уже четыре года после второй карабахской войны не дали никаких результатов, а на саммите в Брюсселе, тем более без участия Азербайджана, проблема мирного договора рассматриваться не будет. Тогда что?
В российских экспертных и политических кругах существует версия, согласно которой Ереван будет стремиться к тому, чтобы выставить вопросы и добиться документального оформления своей экономической безопасности через активизацию сотрудничества с ЕС, разыгрывая при этом российскую «карту». Эти проблемы как раз находятся в ведении Еврокомиссии и фон дер Ляйен. Как говорит Пашинян, «Армения готова стать ближе к Евросоюзу настолько, насколько ЕС считает это возможным». И вновь не случайно Мирзоян в такой ситуации решил напомнить, что «несмотря на тесные экономические отношения, проблемы между Ереваном и Москвой невозможно скрыть, и между ними есть разногласия».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается участия в саммите Блинкена, то оно объясняется стремлением США выработать отношения НАТО с Арменией, хотя Мирзоян говорит, что «вопрос о вступлении Еревана в НАТО не ставится». Из этого следует еще один вывод: ЕС не состоянии выступить гарантом безопасности Армении, а США, по Миллеру, не рассматривают, а возможно, сняли этот вопрос и вряд ли Блинкен «закажет» Пашиняну полный вывод всех российских военных структур из Армении.
Комментируя такую ситуацию, бывший министр иностранных дел Азербайджана, политолог Тофик Зульфигаров утверждает, что «Ереван ведет странную игру» и призывает Баку «не спешить подсчитывать «дивиденты» от развода Еревана с Москвой по-армянски», не делать «громких выводов» из того, что «пара десятков пограничников-фсбешников удаляются из аэропорта Звартноц», и звучат заявления даже о членстве Армении в ОДКБ». По Зульфигарову, Ереван молчит по следующим моментам: российской военной базе в Гюмри; авиа-группе в Звартноце; совместной группе армяно-российских войск, имеющих совместное командование; совместном ПВО с единым командованием; пограничных отрядах ФСБ России, охраняющих все границы Армении в том числе и «условную» с Азербайджаном. Наконец, о сотнях экономических договоров, включая и многосторонние в рамках ЕАЭС и СНГ.
Отмечая и решение армянских банков перестать обслуживать карты «Мир» в результате «беспрецедентного давления США и угрозами санкций», «Россия и Армения продолжат работу по хеджированию рисков и исправлению ситуации в банковской сфере», заявил председатель комиссии по региональным и евразийским вопросам в парламенте Армении Вагаршак Акопян. При этом Россия остро и негативно реагирует на откровенные демарши Еревана, но только на уровне словесных порицаний, говорит парламентарий, она ждет, что ЕС и США не могут дать Армении то, что может дать Ереван. Сильный рост экономики Армении в последние годы был обусловлен членством страны в Евразийском союзе, сказал Акопян, в последние годы темпы экономического роста в Армении «были одними из самых быстрых в мире, а торговля с Россией экспорт из Армении вырос вдвое и больше».
Еще один момент. Если раньше Пашинян требовал от ОДКБ прояснить вопрос о границах, то он получил ответ, что организация считает зоной своей ответственности в Армении ее суверенную территорию в пределах урегулированных госграниц, прежде всего, с Азербайджаном. А это сейчас предметом дискуссий между Ереваном и Баку.
Если это действительно так, то весь нынешний сыр-бор вокруг саммита в Брюсселе имеет признаки больше «торговой операции», что потенциально снимает у Армении проблемы с Ираном, Турцией, частично с Россией, и вводит ее отношения с Азербайджаном в иную геополитическую плоскость. Для Баку сужается пространство для маневров на западном направлении, и ему будет сложнее выступать с позиции силы, не нарушая международных норм.
Да, Пашинян ведет «игру», пытается создать некоторые проблемы России в регионе, болтается между Западом и Востоком, навязывая другим свое так называемое «стратегическое партнерство». В ответ Москва, как заявил бывший заместитель министра иностранных дел России сенатор Григорий Карасин, «тщательно отслеживает все заявления из Еревана». Но не исключено, что нынешний прозападный курс Армении на самом деле является элементом, с помощью которого она рассчитывает получить определенные дивиденды на Западе, а в отношении России заставить ее изменить свою политику в отношении Азербайджана. Замысел оригинальный, только для его реализации необходимы серьезные ресурсы и большая дипломатическая выучка, чем Ереван сегодня не располагает. Но делать какие-то выводы относительно дальнейшего развития событий пока рановато.
Комментарии читателей (0):