Одна из нерешаемых проблем лесной отрасли - порядок строительства лесных дорог. Возведение путей вывозки заготовленного леса так пересекается с природоохранным, дорожным, бюджетным законодательством, что правительству долгое время не хотелось регулировать эту тему. Но введение электронного учета заготовленной древесины ЛесЕГАИС настолько сократило предприятиям пространство для маневра, что рискованная «серая зона» в законодательстве стала неприемлемой. Власть решила сокращать «серую зону» с лесных дорог.
Авторами поправок к Лесному кодексу по лесным дорогам от Совета Федерации РФ стали несколько сенаторов во главе с Юрием Воробьевым, от Госдумы РФ – Александр Спиридонов и группа депутатов. Появление законопроекта уже хорошо, но были случаи, когда непродуманные детали лишь усложняли ситуацию.
Председатель правления «Союза лесопромышленников Архангельской области» Андрей Зубов прокомментировал REX данный закон.
В первом чтении был принят закон «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ» (в части регулирования отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог). Это хорошая, долгожданная инициатива, которую надо прорабатывать очень тщательно. Исходя из опыта, хорошие инициативы без тщательной проработки оборачиваются во вред.
Ко второму чтению требуется обсудить, по моему мнению, минимум три важных момента.Первое. Некоторые лесопромышленники вносят предложения о том, что после завершения эксплуатации лесотранспортных лесных дорог, так как они являются некапитальными сооружениями, то подлежат сносу, а земли, по которым они проходили рекультивации.
Авторы предложения, на мой взгляд, опасаются, что если оставить дороги после вывозки леса, то лесоустроители могут за счет площади этих дорог уменьшить площадь лесосеки для заготовки. Рекультивация дорог очень затратное мероприятие. Для рекультивации лесных дорог в Арктической зоне РФ, возможно, придется проходить экологическую экспертизу. Придется разрабатывать и согласовывать проект рекультивации. При рекультивации нужно собрать весь использованный при строительстве дороги песок, гравий, бревна и вывезти за пределы лесосеки. Придется засыпать дренажные канавы, разобрать мостовые переходы, высадить на месте дороги траву и деревья. Цена рекультивации будет больше, чем строительство самой дороги!
Естественно, кто-то захочет сэкономить, как следствие будут штрафы и суды. Возникнет источник коррупционной опасности. Кому и зачем это надо? Я здесь вижу отголоски влияния международных экологических организаций типа Гринписа (признана нежелательной в РФ организацией) и WWF (организация-иноагент), целью которых было довести экологическую повестку в России до абсурда, вызвать протесты населения и таким образом сорвать освоение наших природных ресурсов. Но теперь, когда Гринпис признан нежелательной организацией, а WWF – иноагентом, почему мы должны на них оглядываться?
Рекультивация этих дорог - кощунство, так как мы затратили средства, построили дороги, которые в дальнейшем будут помогать в пожаротушении (являются готовыми минполосами), лесохозяйственных работах, население сможет улучшить свое положение, добираясь за грибами, на охоту, на рыбалку.
Необходимо предусмотреть законом, чтобы лесные дороги сохранялись при этом не уменьшая площадь лесосеки для заготовки и полностью убрать требование об их рекультивации.
Второй момент. Есть опасения, что в дальнейшем лесные дороги могут попасть в реестр муниципальных дорог, что приведет к изменению стоимости арендной платы из-за изменения размера такс. Я не вижу, чтобы устранение этой опасности было отражено в законопроекте.
Третье. Нужны поправки к федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ» и закону «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в РФ» куда требуется внести положение о государственно-частном партнерстве при строительстве лесных дорог со ссылкой на Лесной кодекс.
Дело в том, что лесные дороги, из-за отсутствия других дорог, неизбежно будут использоваться для выполнения государственных задач лесоустройства, пожаротушения, эвакуации населения отдаленных поселков в случае чрезвычайных ситуаций и т.д. В связи с этим, совместное участие государства в строительстве вполне уместно и справедливо.
Некоторые говорят, что тогда дорога должна быть переведена в общее пользование. Это неверно, так как целью ее строительства является вывозка леса, а государственные задачи – неизбежная второстепенная задача. Мы не можем запретить использовать нашу лесную дорогу МЧС, скорой помощи, но такое использование дороги не основание перевода ее в общее пользование.
Комментарии читателей (0):