Когда турецкая газета Milliyet сообщила, что Анкара может сократить закупки F-16 у США из-за разработки истребителя пятого поколения KAAN, который продолжается около десяти лет, сразу возникло множество вопросов разного свойства, в том числе и политического. Дело в том, что «Пакет F-16», включающий поставку 40 новых американских истребителей F-16 Block-70 и модернизацию 79 самолетов, которые находятся в Турции, на протяжении последних лет выставлялся чуть ли не в эпицентр американо-турецких отношений. И всякий раз, как отмечает газета Yeni Çağ, выполнение этой сделки со стороны США оговаривалось различными условиями: необходимостью соблюдением Турцией прав человека и норм демократии, сокращением развития ее сотрудничества с Россией, изменением политики в Восточном Средиземноморье, и в частности, в отношениях с Грецией, вступлением Швеции и Финляндии в НАТО. Наконец, выставлялись требования и в модернизации сирийской политики.
За всем этим, по мнению издания, «стояло только стремление США видеть Турцию пристегнутой исключительно к собственным национальным интересам и соображения по обеспечению собственной безопасности». В реальной практике все сводилось к тому, чтобы «не позволить Турции использовать ресурсы западных партнеров для реализации своей собственной политики на Ближнем Востоке». В этой связи процедурно Вашингтон постоянно перебрасывал «турецкий мяч» из Белого дома то в Госдепартамент, то в Конгресс, который часто бряцал перед Анкарой различными санкциями, касающимися экспорта вооружений. Газета The Wall Street Journal писала, что «для продажи F-16 Турции Белый дом должен был доказать Конгрессу, что продажа самолетов важна для национальной безопасности США, а не Турции», а по мнению Politico, «Вашингтон, загоняя Эрдоган в угол, ставил еще и задачу вернуть ему имидж преданного Западу партнера». По данным Международного института исследований в сфере безопасности, ВВС Турции обладают парком, состоящим примерно из 250 самолетов F-16. Он нуждается в обновлении и расширении.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В ответ Эрдоган первоначально разыгрывал российскую и китайскую «карты», заявляя, что «турецкое правительство совершило ошибку, запросив у США эти истребители, поскольку они устарели». Анкара обозначала варианты закупки китайских самолетов, которые были проданы Пакистану, или российских самолетов. Но сейчас Турция делает ставку на собственный проект создания истребителя пятого поколения KAAN и выводит из интриги с США как F-16, так и Китай вместе с Россией.
Тут сразу вылезают наружу важные нюансы. Дело в том, что первый испытательный полет самолета KAAN намечено провести только через четыре года, а для запуска его в производство нужны также годы. Поэтому на фоне растущей напряженности на Ближнем Востоке выскочить из такой парадигмы действий Турции не удастся. Нынешний парк истребителей Турции устарел и не отвечает современным требованиям, уступая по вооружению и технологиям самолетам F-35 Израиля, Су-35 Ирана и даже модернизированным МиГ-29СМТ Сирии. Вот почему заявления Анкары о возможности сокращения в США закупок F-16 содержат элементы торга.
Стоимость этого проекта для Турции оценивается в $20 млрд, тогда как США поставляет эти самолеты Тайваню по значительно более низкой цене. По некоторым данным, цена одного F-16 — примерно $60 млн. С другой стороны, США опасаются, что укрепление военных возможностей Турции поставками истребителей F-16 не снизит, а повысит нагрузку на собственные силы в регионе в условиях глобальной напряженности. Теперь проблема, как пишет газета Hurriyet, «будет сводиться к способностям и готовности Анкары пересматривать партнёрство со стратегическими союзниками, перед которыми есть не только политические, но и военные обязательства».
Но пока Турция не спешит дрейфовать в сторону России. Она не может полностью отказаться от военных закупок у США, но стремится развивать собственный ВПК и приобретать вооружение и в других странах, намерена «выиграть историческое время и заявить о себе как об обособленном производителе высокоточного вооружения». Это, как считают турецкие эксперты, «некий самостоятельный вектор в политике Эрдогана». Действительно, Восток — дело тонкое.
Комментарии читателей (0):