Трудно назвать случай, чтобы встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна с западными политиками на западной площадке вызывала бы такой политический ажиотаж, которым сопровождается анонсируемый на 5 апреля саммит в Брюсселе Пашиняна с госсекретарем США Энтони Блинкеном и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Тем более, что повестка переговоров прикрыта официально заявленными Ереваном фразами о том, что «планируется обсудить пути трёхстороннего сотрудничества, которые будут способствовать развитию и устойчивости Армении».
Но сначала официальный Баку, а затем и Москва заявили, что встреча в Брюсселе «направлена на обострение ситуации в регионе», что вынудило госдепартамент США выступить с дополнительным уточнением, что на саммите в Брюсселе будут обсуждаться только пути «повышения экономической стабильности Армении». С таким утверждением выступил секретарь Совбеза республики Армен Григорян. Тем более, что Баку и Ереван заявляют, что «находятся в нескольких шагах от подписания мирного договора», без чего у Еревана нет перспективы для экономического развития.
Если оценивать ситуацию в таком контексте, то и Баку нужно было бы приглашать на саммит в Брюсселе. Но такого не происходит, для чего имеются серьёзные причины. Дело в том, что буквально накануне появился доклад группы высокого уровня «Сеть друзей Армении», который был подготовлен под руководством экс-премьер-министра Дании и бывшего генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена. В нём, в частности, говорится: «Армения поворачивается к Западу. ЕС заинтересован в поддержке Армении в этом развороте, но для того, чтобы это увенчалось успехом, ЕС и Армения должны будут взять на себя существенные долгосрочные стратегические обязательства с точки зрения ресурсов, сотрудничества в области безопасности, торговых отношений и политического взаимодействия».
Практическая реализация этого тезиса сопряжена с двумя дальнейшими шагами. Первый шаг: перед подписанием мирного договора с Азербайджаном Армения получает от Запада (скорее всего, от США) гарантии безопасности, которые позволили бы Еревану «укрыться» от возможных действий Азербайджана. В случае увеличения западной поддержки Ереван может изменить своё поведение за столом переговоров и выдвинуть новые условия по мирному договору.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Второй шаг: начнётся процесс по официальному выходу Армении из ОДКБ, а затем и из Евразийского экономического союза. Объективно, по разным причинам эти два шага направлены против национальных интересов России и Азербайджана, а по большому счёту Армения может вступить на тот же путь, по которому прежде шла Украина, что станет напрямую затрагивать и национальные интересы соседних Ирана и Турции. Так Армения может, как Украина, оказаться в сложном «геополитическом вертепе», как отмечает МИД России, «остаться у разбитого корыта».
Если копнуть глубже, то Пашинян начинает повторять западный дрейф дашнаков, которые накануне советизации Армении делали ставку на президента США Вудро Вильсона. 23 апреля 1920 года США признали армянское государство. Лидеры союзников, заседавшие на конференции в Сан-Ремо, обратились с письмом к Вудро Вильсону, прося его принять мандат на Армению и стать арбитром в определении границы между Арменией и Турцией. 14 мая Сенат США единодушно принял резолюцию, предложенную Уорреном Хардингом, с выражением сочувствия армянскому народу. Вильсон обратился к сенаторам с просьбой принять мандат на Армению. Он писал: «Я полагаю, что ни чем иным, как остановкой обнадёживающего процесса цивилизации, будет наш отказ поддержать просьбу в оказании помощи друзьями и советниками». Однако Сенат США не внял его доводам и 1 июня отверг мандат США на Армению 52 голосами против 23, хотя 22 ноября 1920 года Вильсон принял арбитражное решение и составил карту Армении на основе Севрского договора от 10 августа 1920 года. Однако в декабре 1920 года турки нанесли армянам поражение, и от большой территории, начертанной Вильсоном для армянского народа, осталась незначительная часть.
Нечто подобное при определённом ходе событий и обстоятельств в новых вариациях может случиться и на сей раз в условиях отсутствия мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Тем более, что сегодня, США продолжают следовать «логике Вильсона», стараясь довести до логического конца, дестабилизируя ситуацию во всём Закавказье.
По мнению официального представителя госдепартамента США Мэтью Миллера, «регион вводится в зону политической турбулентности», и Еревану в Брюсселе будет предложено «проглотить наживку». Как и в 1920,году, так и сейчас, как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, «руководство Армении под надуманными предлогами ведёт дело к обрушению отношений с Российской Федерацией».
Кстати, в армянских СМИ появились сообщения со ссылкой на источники в правительстве, что на предстоящей в Брюсселе встрече будет также участвовать генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, и стороны готовят документ о предоставлении Западом гарантий безопасности Армении. Ей может быть предложен статус кандидата в члены ЕС, обещаны инвестиции из Европейского фонда мира (EPF), и «тесное военно-техническое сотрудничество». За скобками в этом процессе и стремление Запада наказать Азербайджан за его отношения с Россией. Прав официальный представитель МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде, когда говорит, что «такие действия ЕС и США явно носят односторонний и предвзятый характер и основаны на подходе двойных стандартов, создают новые разделительные линии и так называемые сферы влияния в регионе вместо того, чтобы подталкивать армянскую сторону к добросовестным переговорам».
Но многое определится по итогам саммита в Брюсселе. Период предупреждений Армении завершается и наступает момент важных решений.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):