15 февраля — 22-я годовщина вывода советских войск из Афганистана.
ИА REX публикует мнения экспертов по вопросу необходимости ввода ограниченного контингента советских войск в Демократическую республику Афганистан в декабре 1979 года. Правильное ли решение тогда приняло руководство СССР?
Политолог, директор по международным проектам Института национальной стратегии России, эксперт по проблемам Центральной Азии Юрий Солозобов считает, что это было стратегически ошибочное решение. В январе 1998 года З. Бжезинский рассказал французской газете о цене вопроса: «Та секретная операция была блестящей идеей. Она дала заманить русских в афганский капкан, и вы хотите, чтобы я сожалел? Когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру, по существу: „Теперь у нас появилась возможность обеспечить СССР его собственную Вьетнамскую войну“. Фактически, Москва должна была вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для неё войну, конфликт, повлёкший деморализацию и, в конце концов, распад Советской империи».
«Ограниченный контингент советских войск, численность которого достигала 120 тысяч человек, повторил все исторические ошибки британцев. Только по официальным данным СССР потерял 15 тыс. военнослужащих. Потери среди афганцев несопоставимо велики — от 1 миллиона погибших (в основном среди мирного населения), до 4 млн человек стали беженцами в Пакистане, Иране. В результате СССР приобрел только позор и долгосрочную ненависть всего исламского мира, что отчасти тянется негативным шлейфом и в отношениях стран Востока и современной России. Авантюры Афганистана и брошенных там союзников нам еще долго не забудут и не простят! Ограниченный контингент советских войск в одиночку находился в Афганистане почти 10 лет. Нынешнюю западную коалицию „миротворцев“ в Афганистане представляют контингенты 42 стран под руководством НАТО. Вскоре общая численность и сроки пребывания западных войск в Афганистане достигнет рекордной „советской“ отметки... Но для стран Запада все кончится, на мой взгляд, тем же печальным результатом, что и период военного присутствия СССР», — заявил Солозобов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По его словам, ряд западных политиков и экспертов недавно назвали проблему Афганистана «принципиально нерешаемой»: «И эти, с позволения сказать, политические деятели предложили банально откупиться от Афганистана, раздавая нищему населению небольшие подачки. Однако афганский наркотический пожар нелегко будет „залить деньгами“. По данным экспертов ООН, ежегодный доход наркодельцов и поставщиков афганского героина по так называемому „Северному маршруту“ составляет около 18 млрд долларов. Считается, что „Талибан“, финансируемый наркобаронами, платит боевикам около 300 долларов в месяц. Так что примитивная „покупка лояльности“ может обойтись Западу очень дорого».
«За время пребывания западной коалиции в Афганистане поток наркотрафика не только не уменьшился, а, наоборот, значительно вырос — в 44 раза! Афганский героин проходит нелегальными тропами через несколько границ, включая казахстанскую и российскую, а затем направляется в Европу. Так что отмахнуться от афганской проблемы ни России, ни Казахстану, ни самой Европе просто невозможно. Единственный выход из порочного круга афганской анархии видится в планомерном построении дееспособных государственных институтов. Мы должны методично выстраивать институты государства, социальные структуры в Афганистане. Практики войны должны уступить место практикам мира! Да, это будет трудная и кропотливая работа. Но афганский нарыв находится под боком, и мы просто обязаны его аккуратно залечить... В противном случае любая масштабная дестабилизация Афганистана может свести на „нет“ все позитивные достижения наших стран за постсоветские годы. Или поджечь и полностью перекроить регион Центральной Азии, а затем и саму Россию», — предупреждает эксперт.
Согласны с Юрием Солозобовым и ряд других экспертов. Так, публицист Юрий Бликов отмечает, что решение это было неверным, и результаты афганской кампании это подтверждают. «Наверняка найдутся те, кто скажет, дескать, легко сейчас говорить о неверном решении, задним умом все крепки. Однако скажу об ином. Мне повезло познакомиться, в свое время, с генералом Львом Николаевичем Гореловым, возглавлявшим военных советников в ДРА, перед вводом туда советских войск. Историю ввода, я знаю от него лично. Генерал Горелов был вызван в Москву, где доложил ситуацию в Афганистане лично Брежневу, в присутствии министра обороны Устинова, министра иностранных дел Громыко и председателя КГБ Андропова. Там же, от Брежнева, Лев Николаевич впервые услышал о желании руководства страны ввести войска в Афганистан. Генерал не побоялся категорически возразить. Он объяснил, что армия не готова к боевым действиям в горах, нет специально тренированных частей, нет специальной боевой техники, адаптированной к местным условиям, личный состав не ознакомлен с тактикой ведения боевых действий душманов. Но, несмотря на поддержку начальника Генштаба, маршала Огаркова, позиция генерала Горелова была обречена на поражение. С одной стороны, своим докладом, он забрасывал увесистый булыжник в огород министра обороны. Как это так, такая огромная страна, такая огромная армия и вдруг не готова воевать против каких-то банд полудикарей, едва выползших из дремучего феодализма. Но это было бы полбеды», — отметил Бликов.
По его словам, самое неприятное было то, что внешняя разведка, а точнее Первое Главное Управление КГБ СССР (ПГУ), настаивало на том, что американцы в ближайшее время введут в Афганистан свои войска, и не пройдет и пары месяцев, как американские танки будут стоять на границе СССР: «Это была колоссальная дезинформация, целью которой было ввязать СССР в афганский конфликт и свести к минимуму тот перевес, который получал СССР за счет накопления нефтяных денег, в период пика мировых цен на нефть. Даже если допустить, что Андропов понимал, что Горелов прав, что он не мог допустить, чтобы его ведомство опростоволосилось. Таким образом, Афганская война явилась результатом личных политических амбиций и подковерных игр за место у трона Генсека и стала колоссальной ошибкой весьма дорого обошедшейся Советскому народу» — завершает свою мысль публицист«.
Писатель и журналист из США Юрий Шимановский вспоминает, что в Кремле не раз пытались обосновать Афган. «При этом даже забыли нехитрую истину — чтобы убедительно врать, нужно сговориться. Вот и объясняли всякий раз по-разному. До сих пор никто так и не обосновал правдоподобно, с какой целью мы влезли в Афганистан. Зато много лет спустя все рассказал Бжезинский. Американский госдеп изящно „развел“ советское руководство на собственный Вьетнам. Было ли это правильно? В целях развала СССР — конечно же, это было правильно. В целях США — это правильно. В качестве компенсации за моральный ущерб сейчас мы можем наблюдать за американцами, наступившими на советские грабли. Тоже десять лет воюют, будучи не в состоянии объяснить, чего они хотят достичь», — подытожил эксперт.
Журналист из Львова Александр Хохулин считает интересным, что спустя 22 года после окончания войны у нас до сих в ходу словосочетания, больше подходящие для заседания брежневского полибюро, нежели для XXI века: «Оккупация Афганистана закончилась позорным поражением, и мы вынуждены были оттуда убраться. Как уберутся вскоре сегодняшние оккупанты. Вообще захватывать чужие страны, а также расстреливать или вешать на толстых веревках их президентов — привычка нехорошая и вредная. Неисчислимые экономические, военно-политические и моральные ущербы СССР еще до конца не подсчитаны, они однозначно ускорили процесс дезинтеграции и последующего развала огромной страны. Печальные подсчеты разнообразных потерь пребывающими в плену иллюзий нынешними предприимчивыми джентльменами пока впереди».
Комментарии читателей (0):