Западные аналитические и академические мероприятия и конференции последних приводят к выводу, что главная тема — это так называемая деколонизация Украины. По сути, Запад, особенно Вашингтон, очень активно занимается «освобождением» украинского мышления от «колониальных оков». Это то, чем Москве следовало заниматься во всех бывших республиках с момента распада Советского Союза, но она упустила инициативу, и Америка, хотя бы частично, достигла цели в Грузии, а сейчас близка к ещё большему успеху на Украине. Следовательно, мы можем свободно проанализировать то, что из себя реально представляет термин «деколонизация» на примере Тбилиси, который в последнее время оказался не в почёте у некоторых кураторов Запада, поскольку решил «деколонизироваться» полностью.
При рассмотрении процесса «деколонизации Украины» особое внимание надо уделить так называемому Евромайдану 2013-2014 годов, который представлял из себя радикальную форму эмансипации от России, путём радикального насилия; насилие, которое было профинансировано и отчасти спланировано людьми, связанными с США. Уровень насилия и кровопролития – это то, что отличает его от грузинского прецедента Революции Роз 2003 года, Оранжевой Революции 2004 года и смены правительства под лозунгом Тюльпановой Революции 2005 года в Киргизии. Интенсивный курс радикальной деколонизации Киева начался с пирожков, которые раздавали представители американских политических элит протестующим в Киеве и особенно яростно продолжается сегодня, когда даже говорить на русском языке на территории Украины стало опасно не только для русских, но и для тех, кто ничего общего с Россией не имеет, а украинским не владеет. Безусловно и то, что политические шаги самой Москвы повлияли на процессы, но сама идея «деколонизации Украины» подразумевала формирование радикально антироссийских враждебных настроений и без особого вмешательства России. История, язык и религия – это три фундаментальных направления, которые подвергаются первостепенному переформатированию.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.04.24 Иноагенты рвут Грузию на части
Деколонизация Грузии
В Грузии деколонизация подразумевала разрыв отношений с Москвой и полную переориентировку на Западный курс. Но говоря о Западе, конечно же, имелась ввиду Америка и её стратегические партнёры в ЕС, особенно такие страны, как Польша, Латвия, Литва и Эстония, выделяющиеся своей неприязнью к Российской Федерации. Цель деколонизации Грузии заключалась не просто в борьбе с коррупцией и другими проявлениями деградации государственности и общества, как это наивно объявляется, но в первую очередь в формировании мировоззрения, согласно которому главным «колонизатором» представал «русский человек», а «освободителем» — объединённый Запад с Вашингтоном во главе, «западный человек». Это чёрно-белое восприятие мира, в котором зло исходит от Москвы, а добро, результат благотворительной натуры Западной цивилизации. С этой точки зрения, успех налицо. Практически все политические, неправительственные, бизнес и академические платформы укомплектованы людьми, считающими проявлением аналитической храбрости и критического мышления нападки на Советское прошлое и российскую государственность, что, на самом деле, просто пересказ мифов, распространённых на тот или иной момент среди Западных коллег. Однако «критика Запада» — это то, где свобода воли и мышления грузинских мыслителей зачастую перестает работать, поскольку тогда вы можете внезапно оказаться среди неблагодарных грузин, не ценящих все то, что для государства сделал Запад. А это, в свою очередь, чревато вашей «культурной отменой», увольнением и пропиской в группе т.н. пророссийских субъектов. По сути, Запад «деколонизировал» Грузию от России и «колонизировал» её под себя. Сделал её независимой от Москвы и полностью зависимой от Вашингтона и менее от Брюсселя.
Однако сейчас страна оказалась под сильной критикой из-за того, что большая часть населения страны решила эмансипироваться не только от «рабского мышления», ориентированного против России, но и против всех других политических игроков. Оказалось, что грузинская церковь не готова просто отказаться от своего прошлого, чтобы быть «воспетой» Западом. Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) не нуждается в «признании» (т.н. Томос) другим церковным институтом и поэтому попытки как-то «подкупить» церковников и заставить их праздновать Рождество не 7 января, а 25 декабря никак не увенчаются успехом. И это несмотря на то, что некоторые видные грузинские политические и не только деятели в отрыве от остального грузинского общества не только празднуют Рождество с «цивилизованным» миром, но и поздравляют остальную Грузию с «российским рождеством». Невероятная ситуация сложилась с судьбой русского языка, который активно преследовался во время Михаила Саакашвили, утверждавшим, что он не нужен, поскольку бесполезен в выстраивании своей карьеры. Однако геополитика сыграла в жестокую шутку и оказалось, что бизнес-сектор был вынужден срочно учить турецкий, арабский и безусловно русский языки, а не английский, немецкий и французский. Русский – это язык, на котором говорят в основном не только в этнически не грузинских регионах страны, но и ближайшие «братские народы». Ну и конечно, окончательно разозлил «деколонизаторов» тот факт, что русский стал ещё более актуален именно благодаря украинским мигрантам, которые никаким другим языком особо и не владеют, а учить украинский в Грузии просто не считают нужным. Отдельная эпопея разворачивается с Советской историографией. Многие западные аналитики и учёные пытались продвигать концепцию «виктимизации», утверждавшей, что грузинский народ был угнетённым и единственное, что советское прошлое принесло народу – боль и унижение. Сегодня, на фоне популярности Сталина за рубежом и того, что всё-таки грузины не склонны видеть в своём прошлом одни лишь следы преступлений и угнетения – стало очевидно, что превратить грузинское осмысление советского прошлого в аналог польского подхода, скорее всего, провалится. Несмотря на существование Музея Советской Оккупации и многих антисоветских книг, у большей части населения страны есть осознание того, что не всё было чёрно-белым, а грузины сыграли немаловажную роль в формировании этого же союза. Поэтому попытки девальвации важности 9 мая провалились, и грузины до сих пор празднуют День Победы именно в эту дату, а не 8 мая вместе с «цивилизованным» миром, как этого от нас иногда требуют. Советское прошлое так и не сформировалась, как что-то полностью чуждое, нежелательное и зловещее.
Наверное, Запад где-то допустил ошибку во время «деколонизации Грузии» или это просто грузинский менталитет не особо подточен в большинстве своем под экзистенциально радикальное мышление.
Деколонизация Украины
В первую очередь надо признать, что украинское общество всё-таки фундаментально отличается от грузинского. Если грузинский радикализм-национализм 90-ых годов, который сегодня вспоминают с сожалением, можно считать коротким проявлением политической и гражданской слабости, неотёсанности, то для украинцев такие проявления, наоборот, воспринимаются явлением украинского духа и готовности бороться за свою идентичность. Следовательно, продвигать более радикальные идеи и успешно интегрировать их в повседневность более простая задача. Например, идея мира без России может быть популярна у радикально прозападных грузин, которые представляют меньшинство страны, в то время как она была приемлема и до событий февраля 2024 года для большинства патриотически настроенных украинцев и без прозападных настроений. Исходя из этого все пробелы в деколонизации Грузии будут свободно заполнены на Украине. Не зря многие важные и известнейшие западные, особенно американские ученые и эксперты ринулись создавать новые научно-образовательные и аналитические центры, проповедующие «объективный» и «независимый» подходы, чтобы обучить украинцев «свободному» мышлению.На самом деле, как ни печально, но ситуация следующая. Украинская церковь, при поддержке «невидимой руки» Вашингтона уже перешла под патронаж Константинопольской Православной Церкви; это то, чего прозападные политические силы не смогли добиться в Грузии за, как минимум, два десятка лет. Более того, вся религия оказалась под колпаком у государства, в то время как в Грузии, наоборот, зачастую разные религиозные деноминации активно давят на правительство. Конечно же, нельзя не упомянуть и то, что в 2023 году Рождество Украина, хотя бы официально, отпраздновала уже с «цивилизованным» миром 25 декабря, что грузинскими прозападными игроками использовалось, как упрёк грузинской церкви и народу. Грузинская Церковь и большая часть населения страны просто напомнили всем, что менять традиции не будут ни ради Запада, ни ради России; и что частью Западного мира Грузия стала раньше Украины и пересматривать свои традиции для этого не нужно. Такая же плачевная ситуация и с русским языком. Он выдавливается всеми легальными и нелегальными методами, в том числе запретом разговаривать на нём не только в общественных местах, но даже в коридорах университетов, что является конституционным правом любого человека во всех «цивилизованных» странах мира. Нет ни одного не «маргинального» для Западного мира государства, которое могло бы запретить своему гражданину использовать тот или иной язык не на рабочем месте. Но на Украине – это часть деколонизации, а в Грузии русский слышно всё чаще и чаще. И, безусловно, нельзя пропустить вопрос формирования нового восприятия истории в целом, и особенно её политической составляющей. Книги по этим направлениям уже давно переписаны так, что Украина скоро станет самой древней независимой, демократической и самобытной цивилизацией мира, опередив Грузию и Армению. И хотя ситуация с грузинскими учебниками тоже сложная, но там есть хоть какое-то критическое понимание того, что не все наши политические взгляды и пожелания соответствуют историческим фактам. Теперь Украина поучает Грузию принципам «свободного мышления» и тому, как надо развивать демократию, хотя все понимают, что восприятие Киева и того, и другого – это не то, чего себе пожелает большинство Западных демократий.
В итоге, очевидно, что «деколонизация Украины» не означает её освобождение от колониального мышления, а феноменально хорошо продуманную переориентацию её колониального мышления в сторону Западного мира, с эпицентром в Вашингтоне. Украина должна оказаться в неоплатном долгу не перед Россией, а перед Западом. Это то, что Западные ученые и эксперты в контексте стран Африки и других развивающихся регионов зачастую называют неоколониализмом. И если в случае с Грузией, возможно, были допущены ошибки и не учтены определенные аспекты менталитета, то Украина – это очень благодатная почва для всевозможных антироссийских идей, которые под лозунгом «самоидентичности» и «освобождения из-под русского иго» легко будут интегрированы. Хотя, на самом деле, это освобождение лишь частичное и не подразумевает критического осмысления Запада, его роли в новейшей трагической истории Украины. Факт, что то, чего Западная деколонизация Грузии не смогла добиться за последние хотя бы два десятка лет, тот же самый Запад легко достиг на Украине намного быстрее.
Частично СВО результат того, что Россия реально задумалась о той угрозе, которую деколонизированная Украина могла из себя представлять в перспективе. Кажется пора задуматься и над тем, что возможно, «потерянная», как её часто называют, Грузия ещё не «потеряна», а братская Украина уже?!
SIKHA foundation
Арчил Сихарулидзе
Комментарии читателей (0):