Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган позвонил российскому коллеге Владимиру Путину и поздравил его с убедительной победой на выборах президента. «Выражен обоюдный настрой на дальнейшее тесное взаимодействие в интересах развития многоплановых российско-турецких отношений, — говорится в официальном сообщении Анкары. - Обсуждены вопросы укрепления международной стабильности и безопасности, касающиеся в том числе черноморского региона». Дело тут не в обычном соблюдении протокольного этикета. Вот что пишет близкое к правительству турецкое издание Hürriyet: «Победа Путина на выборах разделила лидеров мира на две части: на тех, кто поздравил президента Путина и тех, кто этого не сделал. Турция, несмотря на то, что находится в западном блоке, свой выбор сделала и своей реакцией на победу Путина показала, что намерена и дальше поддерживать тесные отношения с Россией». Это значит, подчеркивает другое турецкое издание Sözcü, что «все запланированные ранее турецко-российские встречи, в том числе и визит Путина в Турцию, и отношения между двумя странами могут уже определяться новыми характеристиками, отражающие серьезные перемены в системе региональных и международных отношений».
В этой связи ряд западных экспертов предполагает определенную «перезагрузку» в комплексе отношений между двумя странами на фоне продолжающегося разрыва связей России с Европой. Невзирая на давление западных партнёров Эрдоган продолжает сохранять тесные связи с Москвой и после начала спецоперации на Украине, заявлять о своем посредническом потенциале в возможном мирном урегулировании украинского кризиса. В то же время Анкара хорошо чувствует пределы такой политики, понимая, что в тупик заводит себя, прежде всего, Запад. В этой связи глава МИД Турции Хакан Фидан заявил, что «для Анкары не является приемлемой стратегия Европы по сведению «счетов с Россией» при помощи Украины», и предупреждает, что Запад пытается уже «реализовать свои военные стратегии в Восточной Европе». При этом он особо отметил, что «Европе больше нас стоит осознавать риски».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кстати, Анкара демонстрирует обеспокоенность и заявлением председателя Евросовета Шарля Мишеля о том, что «если ЕС желает мира, ему следует готовиться к войне», и что странам союза нужно «переходить в режим «военной экономики», чтобы «не полагаться больше на других или зависеть от избирательных циклов в Соединенных Штатах или где-то еще». Неслучайно турецкие СМИ широко цитируют заявление премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который готовится занять пост председателя ЕС во второй половине этого года: «2024 год станет поворотным: словаки снова встали, чехи просыпаются, итальянцы просыпаются, голландцы снова встают, и американцы тоже восстают. ЕС ведет Европу к войне». Так встает вопрос о месте Турции в этом альянсе, куда она стремится на протяжении многих десятилетий.
«И что теперь?» - риторически восклицает турецкая газета Milliyet. В Анкаре, как отмечает турецкий политолог Фирас Ридваноглу, теперь считают, что «украинский кризис не является региональным столкновением между Москвой и Киевом». По его мнению, это «геополитический конфликт, любой исход которого напрямую затрагивает национальные интересы Турции. Если побеждают американцы, то они усиливают свое влияние в бассейне Черного моря и на Турцию, что не устраивает Эрдогана. Если Россия, то уже она укрепляет свое влияние в Черном море, а Украина перестает быть удобным для Эрдогана буферным государством, что лишает его возможности балансировать между Москвой и Киевом». Положение усугубляется еще и тем, как пишет в комментарии для турецкого правительственного агентства Anadolu профессор турецкого Университета Мармара Ильяс Кемальоглу, что «в создавшейся ситуации проигравшей стороной оказывается Европейский союз, который так и не смог разработать эффективный сценарий интеграции постсоветских государств».
Сейчас вряд ли что-либо изменится в предлагаемой диагностике. Различия в позициях между странами ЕС с одной стороны, и Турцией - с другой, будут становиться все более серьезным испытанием и для сотрудничества внутри НАТО. По мнению западного портала War on the Rocks, на данном этапе «может усиливаться оппортунизм Турции в блоке НАТО с перспективой выхода на заключение соглашения о новом стратегическом партнерстве типа «Декларации о союзническом взаимодействии», ранее подписанной между Россией и Азербайджаном». Это как раз та самая геополитическая зона, которая по-разному, но рельефно проявляется во внешней политике России и Турции.
Кстати, по итогам второй карабахской войны в новом свете просматривается сейчас развитие украинского кризиса и участия в этих событиях турецкого фактора. Это обстоятельство уже подмечено американскими наблюдателями, указавшими на то, что «медленно, но происходит процесс геополитической переориентации Турции с Запада на Восток». Среди ведущих факторов российско-турецкого сближения — это, несомненно, четко обозначившаяся в последнее время общность внешнеполитических целей и ориентиров двух стран на Ближнем Востоке. Не исключено, что в ходе предстоящего визита Путина в Анкару может появиться и общая российско-турецкая геополитическая конфигурация, которая станет иначе определять ход событий на огромном евразийском пространстве. Так что Эрдоган действует продуманно и «играет» по-крупному и вдолгую.
Комментарии читателей (0):