Как сообщила пресс-служба Североатлантического альянса, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посетит Азербайджан, Грузию и Армению. Он проведёт ряд встреч с официальными лицами этих стран.
С 1994 года все три страны Закавказья являются участниками программы НАТО «Партнёрство ради мира». Но из этих трёх стран только Грузия развивает активное партнёрство с НАТО и декларирует стремление к членству в Альянсе. Уже в 2004 году Грузия стала первой страной Закавказья, согласовавшей Индивидуальный план партнёрства с НАТО. Она предоставляет свою территорию для проведения различных учений, в ходе которых военнослужащие альянса осваивают возможный район своих боевых действий. В феврале нынешнего года Столтенберг впервые принял в штаб-квартире Альянса нового премьера Грузии Ираклия Кобахидзе, считая его «представителем НАТО в регионе».
Что касается Армении, то недавно в составе миссии наблюдателей ЕС в Армении появились представители Канады, члена НАТО. Да появление Столтенберга в Ереване, видимо, не случайно, ведь оно совпадает с заявлениями главы правительства Армении Никола Пашиняна о том, что «пора искать альтернативные варианты в сфере безопасности, а не доверяться только России». Недавно в Армении были проведены первые за длительное время армяно-американские военные учения, а в СМИ республики отрабатывается тезис о том, что военный альянс Ереван с Парижем и расширение сотрудничества с другими странами НАТО «даст Армении гарантии безопасности». В Азербайджане присутствие НАТО определяется его тесным военно-техническим сотрудничеством с Турцией.
Поэтому визит Столтенберга в регион воспринимается как событие знакового значения, направленное на расширение сфер сотрудничества с тремя государствами Закавказья с потенциальной перспективной их втягивания в альянс. В Брюсселе считают, что «оппортунизм» Армении в ОДКБ «ослабляет влияние России в регионе» и создаёт «благоприятные исторические возможности» для продвижения своих интересов в регионе и создания, как минимум, противовеса России, а как максимум для выбивания её из «кавказской орбиты политики» .
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Есть ещё один соблазн: активно подталкивать конфликтующие Азербайджан и Армению к мирному договору под своим кураторством, чтобы потом объединить их внешнеполитические и другие усилия на антироссийской платформе. Наконец, считается, что утрата Россией позиций в Закавказье будет сковывать её политику на соседнем Ближнем Востоке в силу возможных изменений в политике Турции. С другой стороны, в случае успешной реализации Брюсселем такого проекта, три страны Закавказья вводятся в зону новых ближневосточных рисков, что способствует появлению так называемых нетрадиционных проблем безопасности в условиях ослабления там влияния США. Для того, чтобы реагировать на это или действовать упреждающими мерами, НАТО необходимо будет обеспечивать своё военное присутствие в регионе, а не полагаться, как на Украине, на вооружённые силы Азербайджана, Грузии или Армении. Помимо этого, «неожиданный» ход событий в регионе может вынудить к действиям Россию и Иран для защиты своих национальных интересов.
Не случайно сейчас многие западные эксперты утверждают начало новой «Большой игры» в Закавказье, в которой Россию «после Украины обыграть мало шансов», потому что в геополитических парадигмах «Большого Ближнего Востока» Закавказье является «второстепенным фронтом по сравнению с основным направлением нынешней конфронтации между Россией и Западом». Да и Турция будет выбиваться Западом из «игры», оголяя тылы Азербайджану из-за военного участия в сирийской войне и в Ираке. Вот почему никто сегодня не гарантирует странам Закавказья привычного статус-кво, которое уже становится частью более широкой геополитической и геоэкономической панорамы.
Что же касается России, то она на пути выработки новой целенаправленной политики в этом регионе. Ей необходимо определиться считать ли теперь Закавказье буферной зоной между собой и НАТО, или потенциальным плацдармом для новых конфликтов с более широким географическим охватом.
Наступает момент выбора.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):