Между Китаем и Индией нет угрозы «полномасштабного» военного конфликта

Политолог Павленко ответил, ждать ли военного конфликта между Китаем и Индией
О вашингтонском докладе и его интерпретации рядом СМИ
13 марта 2024  17:05 Отправить по email
Печать

Хотите, читатель, увидеть, как в условиях информационной войны против Запада некоторые у нас ведутся на «жареное» и, не проверив факты, переписывают друг у друга разнообразные страшилки? В лучшем случае в погоне за посещаемостью. А в худшем зачем? Риторический вопрос, однако, если попытки просунуть «черного кота» между Россией и Китаем на Западе, особенно в США, но в последнее время все больше и в Европе, превратились в идефикс правящих «глубинных» кругов. Прекрасно отдающих себе отчет в том, что формирование в Большой Евразии антизападного альянса ещё с «бородатых» времен Збигнева Бжезинского для США и американской гегемонии – ночной кошмар.

Отсутствие общепризнанной границы в Гималаях может привести к новым стычкам между военными Китая и Индии в 2024 году, предупреждает разведка США. Эскалация может привести к опасным просчетам и полномасштабному конфликту.

Это, воздержимся, от ссылок, чтобы не указывать пальцем, с сайта одного, далеко не последнего СМИ. А вот – первоисточник. Ежегодный доклад об оценке угроз национальной безопасности США по состоянию на 22 января 2024 года, опубликованный 4 февраля офисом директора национальной разведки Эврил Хейнс. В докладе 40 страниц текста и два раздела, первый из которых включает анализ ситуации по государствам, считающимся для США «угрозой» - Китаю, России, Ирану и КНДР, а также по потенциальным конфликтам – межгосударственным и внутренним. Что у нас в первоисточнике?

Общая спорная граница между Индией и Китаем будет оставаться напряженным фактором в их двусторонних отношениях. Хотя обе стороны не участвовали в серьезных трансграничных столкновениях с 2020 года, они сохраняют крупные развернутые группировки войск. Между противоборствующими силами происходят спорадические столкновения, содержащие риски просчетов (речь скорее всего идет об ошибочной интерпретации намерений – В.П.) и эскалации в вооруженный конфликт.

Четыре строчки в оригинальном тексте на 26-й странице, можете убедиться. Во-первых, никаких временных рамок не указано. Нет разговора о 2024 годе. Ни-ка-ко-го! Чтобы убедиться в отсутствии этих рамок, поднимем аналогичный фрагмент прошлогоднего такого же доклада, страница 34-я:

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В то время как Индия и Китай ведут двусторонние переговоры по границам и решают вопросы пограничных вопросов, отношения между ними остаются напряженными после столкновения с жертвами в 2020 году, самого серьезного за последние десятилетия. Расширение военного присутствия Индии и Китая вдоль спорной границы повышает риск вооруженной конфронтации между двумя ядерными державами, которая может повлечь за собой прямые угрозы гражданам и интересам США, создавая вызов к американской интервенции (мягкий вариант перевода – «к вмешательству» - В.П.). Предыдущие эпизоды противостояния продемонстрировали, что постоянные стычки на низком уровне на линии фактического контроля (LAC) могут быстро обостриться.

Как видим, в прошлом году вопрос ставился намного острее, вплоть до американской интервенции (вмешательства). А смягчился он – факт смягчения очевиден и доказывает необоснованность журналистского алармизма – ввиду того, что в прошлом году Вашингтон делал особую ставку на индийское участие в объединении Quad – Четырехстороннем диалоге по безопасности (США, Япония, Австралия, Индия). Но после саммита «Группы двадцати» в Дели, который, напомним, Джо Байден покинул досрочно, отправившись с визитом во Вьетнам, эти надежды не оправдываются. Но, как показывает нынешний доклад, они и не иссякли. Расчеты на «авось», при котором США смогут вмешаться, а раз об этом речь, то соответствующая военная операция уже разработана, сохраняются. Предпринимаются и действия, провоцирующие такое столкновение. Пример – внутренний конфликт в соседней для Пекина и Дели Мьянме, где интересы пересеклись. Однако вопреки вашингтонским стратегам и надеждам, к обострению это пересечение не привело. Напротив, осуществляется координация, и доброжелательный индийский нейтралитет позволяет не разрубать, а распутывать проблему, затрагивающую в большей мере в силу ряда пограничных обстоятельств интересы КНР.

Повторим, это во-первых, по начальному фрагменту из российского СМИ. Во-вторых, в англоязычном оригинале не содержится никакого упоминания о Гималаях, а также, что существеннее, о «полномасштабности» ожидаемого конфликта. Наоборот, говорится о «низком уровне». То есть максимум, что допускает на китайско-индийской LAC ведомство г-жи Хейнс, — пограничные стычки, в которых, кстати, даже в 2020 году в основном применялись саперные лопатки и «подручные» аксессуары, до которых успевали дотянуться. Даже не стрелковое вооружение, не говоря уж об авиации, танках и артиллерии, которые с мест постоянной дислокации не сдвинулись ни на дюйм. И сразу же начались консультации китайских и индийских старших военачальников в регионе, между которыми налажены каналы связи. Только не надо про «особенности перевода». Словом «полномасштабный» в оригинале и не пахнет ни при каком эпистолярном варианте, а вооруженные конфликты бывают разной интенсивности. От низкого до высокого, но высоким уровнем даже в 2020 году не пахло, хотя американское шпионское ведомство указывает на него как на самый значительный. Более того, сами американцы, подчеркнем это еще раз, указывают на «низкий» уровень.

Так что когда в американском докладе читаем, что «…Китай стремится превзойти США по всеобъемлющей национальной мощи…, в то время как Россия угрожает США напрямую…», понимаем, что наш альянс у Вашингтона костью в горле, и именно он является становым хребтом Большой Евразии. И именно вокруг этой оси начинают концентрироваться интеграционные круги – малый, к которому в США отнесли другие основные «государства-угрозы» - Иран и КНДР, а также большой, про который они пока помалкивают, но это не значит, что его не существует. Речь об объединении БРИКС, совокупный ВВП которого, как следует из недавнего послания российского президента Владимира Путина уже превзошел ВВП стран «семерки», и этот разрыв продолжает увеличиваться. Что не может очень сильно не беспокоить Вашингтон. Думается, нет особой необходимости транслировать его озабоченности на российскую аудиторию.

Самое главное: рассуждая о китайско-индийских отношениях, в которых, помимо двустороннего, имеется и трехсторонний аспект, учитывая «особые» отношения этих стран с Россией, и многосторонний, связанный с БРИКС и ШОС, следует не забывать о глобальном Юге. Судя по докладу, он уже рассматривается Вашингтоном как самостоятельный фактор мировой политики, отнюдь не комплиментарный к Западу.

Теперь пару слов о том, каковы, исходя из документа, настоящие, а не гипотетические американские озабоченности на китайском направлении. Если одним предложением, на 75% они связаны с Тайванем, а на оставшиеся 25% - с Южно- и Восточно-Китайским морями (ЮКМ и ВКМ). Никакой индийской границы или акваторий, омывающих полуостров Индостан. Даже «индо-тихоокеанская» стратегия не упоминается, что подтверждает пропагандистскую искусственность этого пентагоновского конструкта. Даже в контексте индийско-пакистанского противостояния «китайский фактор» никак не фигурирует. Словом, ничего потенциально «эскалационного», кроме LAC, шпионское ведомство США к своему глубокому разочарованию в китайско-индийских отношениях не обнаруживает. Просто приведем примеры из текста по настоящим угрозам, как они выглядят из Вашингтона, хотя бы стилистически, чтобы читатель имел возможность сравнить их с четырьмя строчками из «Индия – Китай».

КНР будет оказывать давление на Тайвань в вопросе объединения, что создаст критические точки напряженности в отношениях. … Пекин использует все правительственные инструменты, чтобы заставить других согласиться с его предпочтениями, включая утверждения о суверенитете над Тайванем. Тайвань является потенциальной горячей точкой конфронтации между КНР и США, поскольку Пекин утверждает, что США используют Тайвань, чтобы подорвать подъем Китая.

НОАК развернула современные системы и повысила способность к …операциям, которые могут угрожать силам США и их союзников в западной части Тихого океана. Сухопутные войска НОАК разыгрывают все более реалистичные сценарии учений для улучшения своих навыков и повышения готовности и способности к операциям, включая потенциальное вторжение через пролив.

В ЮКМ Пекин продолжит использовать свои растущие военные и другие морские возможности для …контроля спорных территорий. Точно так же Китай оказывает давление на Японию из-за спорных территорий в ВКМ.

Ну и в целом, по мнению Вашингтона, Китай «провинился» тем, что

…продвигает альтернативу существующим международным отношениям, в которых зачастую доминирует Запад.

…по-прежнему намерен ориентировать свою ядерную политику на стратегическое соперничество с США, поскольку его лидеры пришли к выводу, что их нынешние возможности недостаточны. Китай, вероятно, завершил строительство более 300 новых шахт МБР и загрузил хотя бы какие-то из них ракетами.

…оказывает помощь в экономике и безопасности России в войне на Украине, обеспечивая поддержку российскому ОПК. В том числе путем предоставления материалов двойного назначения и компонентов для оружия. Торговля между Китаем и Россией растет с самого начала войны на Украине, а китайский экспорт товаров потенциального военного применения вырос более чем втрое с 2022 года.

Весьма красноречивые признания, которые гораздо больше говорят о самих США, чем о тех, кем они недовольны. Особенно показательно возмущение альтернативой западному доминированию.

В заключение о том, почему спекуляции на китайско-индийских противоречиях наносят ущерб России. Треугольник Москва – Пекин – Дели – оплот стабильности в Азии в условиях беспрецедентных усилий, которые США предпринимают, чтобы раскачать евразийскую периферию, в том числе Юго-Восточную Азию, для чего осуществляют многочисленные «подкопы» под страны и объединение АСЕАН. Самая главная проблема вашингтонской экспансии – дефицит континентального базирования; все зацепки в основном на островах – Япония, Филиппины, Гуам, да и Юг Корейского полуострова к сухопутному типу дислокации относится весьма условно. Как раз недавно исполнилось 45 лет китайско-вьетнамскому пограничному конфликту 1979 года, и в Вашингтоне, наверное, до сих пор потирают руки, вспоминая, как им удалось тогда завязать в тугой узел противоречия в треугольнике РИК. Не оставляют надежды повторить. Поэтому не следует им помогать. Первоисточники – в помощь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть