Находившийся с визитом в Багдаде заместитель министра иностранных дел Турции Ахмед Йылдыз сообщил, что Анкара и Багдад стали готовить визит в Ирак президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Он должен состояться до конца апреля и будет первым для него за последние 12 лет. Вообще такой визит первоначально планировался на предыдущий год, но был отложен из-за региональных событий, включая войну в Газе и политическую напряжённость между Багдадом и Анкарой. Предполагается, что задержке также способствовала остановка экспорта нефти из Курдистана через турецкий порт Джейхан.
Но позже появились проблемы в приграничных зонах и Эрдоган заявил о подготовке очередной военной операции на севере Ирака. Выступая после заседания президентского кабинета, он говорил, что «этим летом мы решим вопрос о наших границах с Ираком», имея в виду нейтрализацию действий боевиков объявленной Турцией террористической Рабочей партии Курдистана (РПК). Близкое к правительству турецкое издание Hürriyet связывало такие слова Эрдогана с тем, что Багдад заявил о подготовке переговоров с США о выводе с территории страны вооружённых сил международной коалиции, после чего Анкара предполагала возможности появлении в регионе даже «независимого Курдистана».
Но ситуация изменилась. Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного представителя иракских властей, переговоры о выводе сил международной коалиции из Ирака могут продлиться до выборов в США 5 ноября, а до этого времени «будет происходить поиск решений». Во время недавнего визита в США министра иностранных дел Турции Хакана Фидана и его переговоров с госсекретарём Энтони Блинкеном турецкой стороне была выдана «рекомендация налаживать диалог с Багдадом, а не конфликтовать с ним», угрожая вооружённым вторжением на север страны. При этом, по косвенным данным турецких источников, американская сторона «обещает Турции некоторые преференции в отношении курдской проблемы», что заметно снизило воинственный накал Турции и стало создавать предпосылки для налаживания диалога Анкара-Багдад на высшем уровне.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Речь идёт об активизации совместного турецко-иракского оперативного антитеррористического центра для противодействие РПК, а также строительстве «Дороги развития» — международного транспортного маршрута от Персидского залива до турецкой границы через иракскую территорию. Турция уже давно вынашивает планы по обеспечению устойчивого контроля за этим регионом, важным для неё своими нефтегазовыми ресурсами и транзитными нефтепроводами, протянувшимися к средиземноморским портам Турции (Джейхан, Искендерун, Юмурталык). В рамках решения этой стратегической задачи Анкара давно занимается формированием местных протурецких администраций в районах Ирака и Сирии, оккупированных турецкой армией в ходе нескольких вторжений, начиная с 2011 года. Но теперь, похоже, Анкаре рекомендовано отказаться или модернизировать прежнюю политику, ориентированную на экономическую дезинтеграцию своего южного соседа, противопоставляя ей проект создания новой региональной геополитической комбинации.
В случае, если Турции удастся продвинуться вперед в создании макрорегионального энергетического хаба, особенно в случае переориентации иракского нефте- и газоэкспорта с портов Басра и Фао на трубопроводную систему Турции через тот же Курдский автономный район, способствуя его ещё более тесной интеграции с северным соседом. Как говорится, для Эрдогана такая « игра стоит свеч». Неслучайно, в ходе визита в Ирак он планирует помимо Багдада посетить и Эрбиль, чтобы детально обсудить и возможность заключения всеобъемлющего соглашения о безопасности, включая меры по прекращению атак на территорию Ирака и решению вопроса об уровне присутствия турецких войск.
Если в ходе визита в Ирак Эрдогану удастся запустить проект «Дорога развития», который предусматривает строительство автомобильных и железнодорожных маршрутов от порта Фав в Ираке до турецкой границы, что обеспечит и Ираку выход к Европе, это может принципиально изменить ситуацию в масштабах всего Ближнего Востока. Другое дело, что создание нового «Шёлкового пути» между Турцией и Ираком, косвенно, но направленно против Ирана. Последний явно претендует на роль ведущей региональной державы, особенно если учесть российскую и китайскую поддержку и эту ситуацию явно подогревают США, обещая Турции иракский карт-бланш. Будем ждать, что будет дальше.
Комментарии читателей (0):