Между Прагой и Братиславой произошел раскол, которого, как отмечают некоторые издания, не было со времен мирного распада Чехословакии в 1993 году.
«Мы не считаем целесообразным проводить межправительственные консультации с правительством Словакии в ближайшие недели или месяцы, как мы ранее предполагали и договаривались, – заявил премьер-министр Чехии Петр Фиала. – Мы убеждены, что в настоящее время нет необходимости в проведении совместного заседания двух правительств».
Фиала объясняет демарш Праги в отношении Братиславы тем, что «по некоторым ключевым вопросам внешней политики у нас есть существенные разногласия». Речь идёт о разногласиях по поводу причин украинского конфликта, которые «носят фундаментальный характер». По словам главы МИД Чехии Яна Липавского, такие «различия во взглядах на фундаментальные вопросы внешней политики между нами и нашими коллегами в Словакии просто не могут оставить нас совершенно холодными». Конкретным примером «различий» в Праге называют «спорное заявление премьер-министра Словакии Роберта Фицо» по случаю второй годовщины начала специальной военной операции на Украине и встречу министра иностранных дел Словакии Юрая Бланар с главой российской дипломатии Сергеем Лавровым. Чешская оппозиция в свою очередь обвиняет правительство Чехии в «полном разрушении» диалога с Братиславой. Как заявил бывший чешский премьер-министр Андрей Бабиш, кабинет Фиалы «не должен вести себя как маленький ребенок» на международной площадке.
Глава словацкого правительства тем временем отметил, что его чешские коллеги «решили поставить под угрозу глубокие чешско-словацкие отношения», но демарш Праги «не повлияет на суверенную внешнюю политику Словакии». Спикер словацкого парламента Петер Пеллегрини, который, как предполагается, будет баллотироваться на пост президента республики, выразил удивление решением чешского кабинета министров отложить межправительственные консультации с Братиславой. Пеллегрини подчеркнул, что никто не сможет разделить братские словацкий и чешский народы. Но, сообщил спикер, он не собирается осуждать тех политиков, которые «будут искать дорогу к миру на Украине с высокопоставленными российскими чиновниками дипломатическим путем». При этом Фицо, объясняя намерение правительства Чехии поставить под угрозу «глубокие» словацко-чешские отношения, заявил, что Прага так поступает лишь потому, что она «заинтересована в поддержке войны на Украине, в то время как словацкое правительство открыто говорит о мире».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А накануне визита в Прагу в интервью чешскому порталу Novinky французский президент особо выделил в качестве задач Евросоюза необходимость «способствовать нашей безопасности во взаимодополняемости с НАТО, нашей экономической стабильности, демократическому образу жизни, вводить санкции и изолировать Россию, одновременно поддерживая Украину». Чехия подписывается под программу Макрона, однако Франции из-за позиции Венгрии и Словакии изолировать Россию не удается. Это серьёзный удар по французскому президенту, который в своей стране сталкивается с атаками оппозиционных сил, критикующих внешнеполитический курс Парижа. Как сообщают западные издания, Макрон по возвращению из Праги провел совещание с партийными лидерами. По его итогам координатор левой партии «Непокорённая Франция» Манюэль Бомпар отметил, что он «ещё больше обеспокоен» заявлениями президента о поддержке Украины «любой ценой». Глава правой партии «Национальное единство» Жордан Барделла, обвинив Макрона в радикализме, посетовал на то, что в отношении киевского режима «нет никаких ограничений или «красных линий».
Но главным, похоже, стало то, что, по неофициальным данным, президент Франции предположил распад Украины уже этим летом. После чего следует ожидать проведения международной конференции под председательством России, на которой определится судьба республики и ее возможные границы. Венгрия и Словакия на такой конференции вполне вероятно получат поддержку Москвы в отношении венгерских и словацких интересов на украинском направлении. Не исключено, что-то достанется и Польше, которая сейчас ухудшает своё отношение к киевскому режиму, и Румынии, в лице Бухарестского патриархата недавно предъявившей претензии на каноническую территорию украинского православия. Судя по всему, именно такого развития ситуации, предполагающего политическое усиление Братиславы, и опасается Прага, привыкшая покровительственно относиться к Словакии.
Комментарии читателей (0):