Грузопоток по Северному морскому пути по итогам 2023 году достиг рекордных 36,2 млн тонн, включая транзит в 2,1 млн тонн. Маршрут уже в текущей конфигурации является альтернативной Восточному полигону, в дальнейшем его роль будет только расти, пишет Telegram-канал СМП.
Прогнозные цифры, подтвержденные соглашениями с ключевыми грузоотправителями, предусматривают увеличение грузопотока к 2030 году почти до 200 млн тонн, к 2035 году по арктической трассе планируют перевозить 220 млн тонн.
Такие объемы сравнимы с запланированным расширением пропускной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, которые к 2030 году должны составить 210 млн тонн, отметил замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов.
Ключевым фактором наращивания грузопотока по СМП является запуск круглогодичной навигации. Однако это требует развития атомного ледокольного флота. Сейчас на трассе работает группировка из семи ледоколов Росатома и трех ледоколов Минтранса. Еще пять ледоколов строится на российских верфях.
Расчеты показывают, что даже увеличение ледоколов до девяти единиц в Восточном секторе СМП значительно повысит эффективность грузоперевозок — расстояние между ними с 500 миль сократится до 200 миль, это ускорит проводку судов в зимний период.
Главные риски — нехватка специализированного транспорта. Плановое развитие Севморпути до 2040 года требует строительства 158 судов арктического класса — газовозов, танкеров, контейнеровозов. Выполнение такого заказа невозможно без масштабных инвестиций в судостроительную отрасль.
Комментарии читателей (0):