Арктика превращается в один из центров международных отношений из-за динамичных изменений, происходящих в регионе. Таяние ледников, открытие новых судоходных маршрутов и наличие неосвоенных природных ресурсов вызывают глобальный интерес к Арктике и создают новые возможности для экономической деятельности. Интерес к управлению Арктикой растёт. Об этом пишет доцент факультета мировой экономики и мировой политики Департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ пишет Ирина Стрельникова в статье для Валдайского клуба.
Арктический регион долгое время был в фокусе восьми арктических государств – Соединённых Штатов Америки, Канады, Дании, Исландии, Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Однако в последние годы неарктические государства, в первую очередь Индия и Китай, проявляют всё большее внимание к этому региону.
Это неудивительно, поскольку Арктический регион обладает значительными запасами нефти и газа, которые, по оценкам, составляют до 90 миллиардов баррелей нефти и 1,7 триллиона кубометров природного газа. Эти ресурсы приобретают всё большее значение по мере роста мирового спроса на энергию. Помимо нефти и газа, Арктика также предоставляет возможности для развития инфраструктуры, добычи полезных ископаемых и туризма. Регион имеет обширную транспортную сеть, включая один из наиболее перспективных судоходных маршрутов – Северный морской путь, который в настоящее время активно развивается, и по мере таяния арктического льда привлекает внимание всё большего числа международных акторов. Как следствие, диверсификация международной логистики приводит к строительству новых портов и трубопроводов, а минеральное сырьё региона, включая редкоземельные металлы и алмазы, открывает возможности для инвестиций в горнодобывающую промышленность.
Россия – ключевая держава Арктического региона; на её долю приходится более половины всего побережья Северного Ледовитого океана, а научно-технический потенциал создаёт возможности для продуктивного международного сотрудничества. Не случайно развитие Дальнего Востока и Арктики было объявлено стратегическим приоритетом России на весь XXI век. И также не случайно в Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 года, в пункте 17 в числе основных задач, направленных на достижение стратегических целей внешнеполитической деятельности, отдельно говорится о формировании справедливого и устойчивого мироустройства; поддержании международного мира и безопасности, стратегической стабильности, обеспечении мирного сосуществования и поступательного развития государств и народов; развитии взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с конструктивно настроенными иностранными государствами и их объединениями, обеспечении учёта российских интересов с использованием механизмов многосторонней дипломатии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В разделе V данного документа, отражающем региональные направления внешней политики Российской Федерации, Арктике и Евразийскому континенту уделяется приоритетное внимание, и они расположены в тесной связи друг с другом. Ставится задача по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с неарктическими государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России и заинтересованными в осуществлении международной деятельности в Арктике, включая инфраструктурное развитие Северного морского пути.
Евразийский континент традиционно играл и продолжает играть важную роль в системе международных отношений. Арктика и Евразия тесно связаны, поскольку, с одной стороны, ключевыми участниками международного взаимодействия в арктическом регионе исторически являются страны, географически расположенные на Евразийском континенте, а с другой, сама Арктика имеет большое значение для обеспечения безопасности и благосостояния евразийских держав. На современном этапе Арктический регион занимает главенствующие позиции в обеспечении энергетической, водной и климатической безопасности Евразии, а также является перспективным транспортно-логистическим коридором.
В Концепции внешней политики также говорится об углублении связей с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству. Исходя из этого, Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой, а также на наращивание особо привилегированного стратегического партнёрства с Республикой Индией.
Наиболее перспективными направлениями сотрудничества стран Евразийского континента в рамках арктической кооперации являются энергетика и зелёная энергетика, судоходство и логистика, климат и охрана окружающей среды, наука и образование.
В плане энергетики Арктика представляет собой регион, в котором сосредоточены значительные запасы ископаемых видов топлива. Роль Арктики не исчерпывается запасами традиционных видов топлива, значение которых всё равно сокращается в условиях глобального энергетического перехода. Арктика представляет собой перспективный регион с точки зрения развития возобновляемой энергетики. В частности северные районы, расположенные вдоль морского побережья, характеризуются относительно высокой средней скоростью ветра, что делает их привлекательными с точки зрения развития ветровой энергетики.
Арктика играет огромную роль в обеспечении вопросов водной безопасности, что в виду общемирового дефицита пресной воды обретает особое значение. Арктические льды содержат в себе около 70 процентов мировых запасов пресной воды, которые могут быть использованы для восполнения растущего дефицита. Специалист по Арктике Корин Вуд-Доннели отмечает, что проблема национального суверенитета над айсбергами в перспективе может стать одной из сфер международно-правовых противоречий между арктическими странами.
С морскими льдами в Арктике тесно связан аспект климатической безопасности евразийского континента, поскольку из-за глобального потепления и активного таяния льдов происходит повышение уровня Мирового океана, что угрожает подтоплением прибрежных территорий многих государств или затоплением всей территории страны в случае малых островных государств. Поэтому поддержание стабильной природно-климатической ситуации в Арктическом регионе имеет ключевое значение для «онтологической безопасности» евразийских держав. В последние годы в рамках Евразийского континента был инициирован проект, получивший название «Процесс «Третий полюс». Он представляет собой международную диалоговую площадку для решения вопросов водной безопасности для региона «третьего полюса» (Гималаи), где также происходит активное таяние ледников, но при этом не хватает накопленных знаний, инструментов и методов для борьбы с данными климатическими изменениями. Накопленный Россией научно-практический опыт решения подобных проблем в Арктическом регионе может быть взят за основу в части борьбы с климатическими изменениями в регионе «третьего полюса», в чём, помимо Китая и Индии, заинтересовано большое количество и других стран Евразийского континента.
Наконец, Арктика имеет ключевое значение с точки зрения укрепления инфраструктурной связности евразийского континента. Например, использование Северного морского пути (СМП) позволит сократить расстояние транспортного маршрута из северной части Восточной Азии в Европу примерно в 2,5 раза по сравнению с теми маршрутами, которые существуют сейчас. Хотя пока использование арктических транспортных маршрутов сопряжено с целым рядом объективных проблем, в среднесрочной перспективе они могут составить серьёзную конкуренцию традиционным маршрутам, учитывая, что в настоящее время они становятся зоной вооружённых конфликтов, в которые вовлекаются в том числе и великие державы.
В последние годы интерес Китая и Индии к Арктическому региону неуклонно растёт. Главными сферами международного сотрудничества в Арктике для этих стран являются энергетика, транспорт и логистика, а также климат и экология.
Наибольший интерес к арктической энергетике проявляет Китай. Китайские компании принимают активное участие в разведке и разработке нефтегазовых месторождений в российской Арктике. Доля китайской государственной нефтяной компании CNPC в «Ямал-СПГ» составляет 20$, а ещё 9,9% принадлежат китайскому Фонду Шёлкового пути. До введённых в 2023 году санкций со стороны США против «Арктик СПГ-2», в проекте участвовали китайские компании CNPC и CNOOC, на долю которых суммарно приходилось 20 процентов акций. В декабре 2023 года эти компании обращались в правительство США с просьбой предоставить им исключение из санкций против этого проекта. Помимо этого, для проведения геологоразведочных работ в Карском море применяется китайская полупогружная буровая платформа Nanhai VIII.
В области зелёной энергетики и Китай, и Индия проявляют большой интерес к взаимодействию с Россией в рамках арктической научной станции «Снежинка», особенностью которой является ориентация на водородную энергию.
Одной из важнейших сфер арктической кооперации России, Китая и Индии является развитие СМП в качестве транзитного транспортного маршрута.
В 2015 году было подписано соглашение между Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Государственным комитетом по делам развития и реформ КНР о сотрудничестве по Северному морскому пути. А в марте 2023 года была достигнута предварительная договорённость о создании совместного российско-китайского рабочего органа по развитию СМП. В апреле 2023 года был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области морского правопорядка между береговой охраной Китая и Федеральной службой безопасности России. Следует отметить, что меморандум был подписан в Мурманске в ходе учений «Морской патруль – 2023», на которых в качестве наблюдателей присутствовали представители Китая.
Что касается Индии, то она тоже демонстрирует интерес к развитию сотрудничества в области транспорта и логистики. Об этом сообщалось по результатам встречи российского министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова и министра портов, судоходства и водных путей Индии Сарбананды Сонвала, прошедшей в сентябре 2023 года. Помимо этого, на ВЭФ-2023 удалось договориться об обучении индийских моряков в российском Морском государственном университете им. адм. Невельского. Индия также предложила строить неатомные ледоколы для СМП на индийских верфях.
Говоря о сотрудничестве в области экологии и климата, следует отметить, что и Китай, и Индия являются странами-наблюдателями в Арктическом совете, а одной из его задач исторически является мониторинг и наблюдение за природно-климатической ситуацией в Арктике. В 2018 году Китай стал участником Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана, которое носит предупредительный характер и направлено на сохранение биоразнообразия в арктическом регионе.
Наибольший энтузиазм в плане совместных научных исследований проявляет Китай. Он располагает научной базой на Шпицбергене, организует регулярные морские научные экспедиции в Северном Ледовитом океане. Тем не менее заинтересованность Индии в научных исследованиях, связанных с природно-климатическими условиями Арктики, будет расти. Это связано с тем, что для Индии большое значение имеют процессы, протекающие на «третьем полюсе» – Гималаях.
Несмотря на то, что Арктика становится одним из измерений противостояния великих держав, налаживание эффективного международного сотрудничества со странами, проводящими конструктивную политику в отношении России, способствует развитию инфраструктурной связности Евразийского континента, евразийской кооперации и Арктического региона в целом.
Комментарии читателей (0):