«Технологический суверенитет» и усложнение экономики – главное в экономической части послания Путина

29 февраля 2024  16:58 Отправить по email
Печать

Завершилось послание Владимира Путина к Федеральному собранию. Многие поспешили назвать его «предвыборной программой», однако вряд ли с этим можно согласиться. Президент подтвердил курс, который Россия взяла в 2020 году. Его основные направления были известны и до этого. В ходе прошедшего послания Путин конкретизировал ряд вещей, обозначил новые задачи в рамках ранее поставленных целей, выдвинул некоторое количество практических инициатив.

Сейчас же я сосредоточусь на главной составляющей экономической части послания.

В середине 2022 года в России появилось новое понятие – «технологический суверенитет». Изначально оно подразумевало обеспечение экономики собственной технологической базой. Однако в ходе работы и получения отличного результата в 2023 году стало ясно, что мы можем не просто создавать технологичную продукцию для купирования рисков безопасности, но по многим направлениям находиться в авангарде мирового технологического развития. Таких направлений много, начиная от искусственного интеллекта, заканчивая авиастроением.

Поэтому сейчас взятый в 2020 курс на усложнение экономики и дополненный в 2022 году новыми вводными расширяется. Именно высокотехнологичные отрасли способны обеспечить ускоренное экономическое развитие и вывести Россию в топ-4 мировых экономик по ВВП (ППС). Тем более до стагнирующей с начала 90-х годов Японии осталось не так много – 350 млрд долларов по 2022 году, а как будут окончательны подведены итоги 2023 года, то, скорее всего, будет еще меньше.

Основных проблем технологического развития у нас две:

Первая – сравнительно низкий уровень расходов на НИОКРы;

Вторая – недостаток высококвалифицированных кадров.

В целом, данными проблемами правительство начало заниматься еще несколько лет назад, но усилия пока что недостаточны. Владимир Путин обозначил новые целевые показатели. Расходы на НИОКРы должны вырасти до 2% ВВП, а к 2028 году необходимо подготовить дополнительно миллион высококвалифицированных кадров.

Много это или мало? Конкретно ответить на данный вопрос можно будет после публикации полных версий национальных проектов, однако если брать ситуацию в общем, то достаточно, но по нижней планке.

Отмечу, что сейчас расходы на НИОКРы составляют только 1-1,2% (ранее – около 0,7%). Впрочем, мы уже видим новый целевой показатель в два раза (!) превышающий предыдущий. И как постоянно это бывает по мере реализации планов и получения соответствующего результата целевые показатели также регулярно пересматриваются в большую сторону. Оптимальная цифра – 2,5-3% ВВП. Думаю, на нее мы выйдем к 2027-2028 годам.

Вообще основным лейтмотивом экономической части послания стало именно усложнение экономики, развитие не просто несырьевых, а высокотехнологичных отраслей. Из важных целевых показателей также можно привести рост несырьевого неэнергетического экспорта на 2/3 (!) к 2030 году и выход в топ-25 стран по количеству промышленных роботов.

Ситуацию по данным направлениям я регулярно освещаю, поэтому мои читатели знают, какая по ним работа проводится президентом и правительством. Из недавнего – посещение Путиным Челябинска, где как раз недавно запустилось предприятие по производству промышленных роботов.

Нужно не просто занять место в топ-25 (сейчас мы на плюс-минус 90-м месте), но обеспечить предприятия именно собственной продукцией машиностроения. В целом, если есть промышленные роботы, то их внедрение происходит достаточно быстро. Данная тема является ярким примером и подтверждением тому, что работа проводится не для галочки. И подход к ней актуален для всех других отраслей экономики.

Также выделю еще ряд важных вещей. Фонд развития промышленности будет докапитализирован более чем вдвое – еще на 300 млрд рублей. А объем инвестиций к 2030 году должен вырасти на 70%.

Помимо этого Путин обозначил, что основная задача финансового сектора теперь будет заключаться в обеспечении ресурсами реального сектора экономики. То есть, мы имеем разворот на 180 градусов либеральной парадигмы, согласно которой именно финансовой сектор находится на вершине пирамиды, а вся остальная экономика должна работать исключительно на его интересы.

И в завершение приведу две цитаты:

«Конечно, принципиальное требование: отечественный бизнес должен работать в российской юрисдикции, не выводить средства за рубеж, где, как оказалось, можно всё потерять».

Опять, мои читатели знают о процессе деофшоризации русской экономики. Сейчас он находится на завершающей стадии. Здесь уже можно поставить галочку – проблема офшоризации решена.

«Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы».

На 90% уверен, что речь идет о переходе к прогрессивной системе налогообложения. Данный вопрос также перезрел и, судя по всему, сейчас мы подошли к его решению. Тем более, глава Минфина Антон Силуанов заявил, что соответствующие законодательные инициативы уже есть.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Мстислав
Карма: 133
29.02.2024 17:51, #50721
"В середине 2022 года в России появилось новое понятие – «технологический суверенитет». Изначально оно подразумевало обеспечение экономики собственной технологической базой. Однако в ходе работы и получения отличного результата в 2023 году стало ясно, что мы можем не просто создавать технологичную продукцию для купирования рисков безопасности, но по многим направлениям находиться в авангарде мирового технологического развития. Таких направлений много, начиная от искусственного интеллекта, заканчивая авиастроением."

Разбор полетов: "В середине 2022 года в России появилось новое понятие – «технологический суверенитет», но никакого «технологического суверенитета» существующего в режиме "сам по себе" быть по определению не может, если государство не управляется по полной функции управления (ПФУ):

ПФУ – последовательность (алгоритмика) разнокачественных действий, в которой реализуется процесс управления во всей полноте выявленных возможностей и детальности:
1. Выявление фактора среды, который «давит на психику», чем и вызывает субъективную потребность в управлении.
(Выявлен реальный фактор либо в роль объективного фактора возведены выдуманный кем-то вздор / иллюзия?)
2. Формирование навыка (стереотипа) распознавания фактора среды на будущее и распространение его в культуре общества.
(По существу это — вопросы метрологической состоятельности выявления фактора независимыми друг от друга наблюдателями.)
3. Целеполагание в отношении выявленного фактора.
(Анализ целей (их метрологическая состоятельность), структуры вектора целей на отсутствие в нём дефектов)
4. Формирование генеральной концепции управления и частных концепций управления в отношении каждой из целей.
(Решение задачи прогностики в отношении воздействия выявленного в п. 1 фактора и возможностей достижения поставленных целей в отношении него.)
5. Внедрение генеральной концепции управления в жизнь — организация новых или реорганизация существующих управляющих структур
(В аспекте социальных приложений: выявление и рассмотрение состоятельности модели, в которой выражается деятельность структуры, несущей частную концепцию управления в отношении фактора, выявленного в п. 1.)
6. Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе управления,
(Контроль за осуществлением проекта на основе его модели и деятельностью структур и должностных лиц, возглавляющих каждую из них персонально.)
7. Совершенствование действующей концепции в случае необходимости.
(Необходимость совершенствования – выявление нового фактора или ненадлежащее функционирование системы)
8. Ликвидация системы либо поддержание системы в работоспособном состоянии до следующего использования.

А т.к. о ПФУ и речи не шло и не идет, то как следствие "новое понятие – «технологический суверенитет»" привело к получению "отличного результата" только "в 2023 году", после чего "стало ясно" и далее по тексту, что опять же приводит к вопросу к автору: а что в течение года была какая-то неясность? Но, если есть "неясность", то для противоборствующей стороны это возможность провести в жизнь своё решение и обнулить или обезценить все ваши усилия по достижению отдельно взятого "«технологического суверенитета».

Далее: "Таких направлений много, начиная от искусственного интеллекта, заканчивая авиастроением.", но направлений много, а приоритетное - одно и далее вниз по низходящей, так с чего начнем? - с ИИ, или всё-таки с авиастроения? Но, точнее, не начнем, т.к. "Основных проблем технологического развития у нас две:
Первая – сравнительно низкий уровень расходов на НИОКРы;
Вторая – недостаток высококвалифицированных кадров.", поэтому вполне закономерно возникнет ситуация, когда хвост вытянут, а голова увязнет, а когда в свою очередь вытянут голову, увязнет хвост

Поэтому есть мнение, что для того, чтобы не попадать в такие ситуации и не заниматься в статьях переливанием с пустого, да в порожнее, целесообразно всегда начинать с начала, т.е. с концепции построения будущей государственности России + идеологии, облекающей концепцию в понятные и притягательные формы для статистически подавляющего большинства граждан России, с позиций которых оценивались бы все действия и бездействия и принимались соответствующие меры по результатам

О чем материал? - о бузине в огороде или о дядьке в Киеве?
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть