Сегодня США ввели очередные санкции против России (и, забегая вперед скажу, что не только). Также рестрикции наложили Британия и Евросоюз. Анонсировали их с пафосом, хотя на деле получилось не очень. Я не назову их совсем безболезненными, так как тактически определенные моменты предстоит перестроить, но, в общем-то, ничего серьезного нет. Запад уже давно исчерпал свои санкционные возможности. И сейчас, спустя два года, уже можно с уверенностью признать, что рестрикциями он больше навредил себе, в то время, как России они пошли на пользу.
Нынешний санкционный пакет я бы разделил на два контура – внутренний и внешний.
Начнем с первого. Под ограничения попало определенное количество физических лиц. В основном, связанных с военно-промышленным комплексом и другими отраслями экономики. А также несколько компаний вроде «Мечела», ТМК, ряда банков далеко не первого десятка. Примечательно, что в пакете находится девелоперская компания «ПИК». Здесь можно поиронизировать, что теперь в SDN-списке будут оказываться все, кто купил у данного застройщика квартиру (на самом деле нет).
Единственное, на что можно обратить внимание – Национальная система платежных карт (НСПК). Это, другими словами, карта «Мир». Для продолжения осуществления внутренних платежей от этого ни жарко, ни холодно. Однако определенные проблемы могут возникнуть при интеграции НСПК в иностранные платежные системы. Как известно, картой «Мир» можно пользоваться в семи странах. В основном – это страны СНГ. Допускаю, что какие-то коррективы могут возникнуть. Особенно в связи с тем, как ведут себя многовекторные «союзники». Но посмотрим.
Теперь о внешнем контуре. США додумались ввести санкции против нескольких компаний из Китая, Индии, Турции, Киргизии, ОАЭ и Южной Кореи. И это, безусловно, является ошибкой сразу по двум причинам.
Во-первых, с политической точки зрения подобные действия воспринимаются резко негативно в указанных странах. Китай уже открыто высказывает свое возмущение, другие страны пока помалкивают, но реакцию представить не сложно. Такие шаги воспринимаются как нарушение суверенного права компаний работать с кем угодно и как угодно, если это не противоречит национальному законодательству.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Во-вторых, с практической точки зрения санкции против третьих стран являются дополнительным стимулом для поиска новых схем взаимодействия. Причем как только они реализуются, то все большее количество компаний перестает опасаться западных рестрикций и начинает работу. Здесь можно вспомнить наш опыт. Если бы не санкции в 2014 году, у нас никогда бы не появился тот же НСПК. Да и вообще вряд ли бы появилось такое понятие, как импортозамещение. А уж после 2022 года уже готовые схемы были масштабированы и позволили нам не только преодолеть последствия санкций, но выйти на суверенный путь развития.
То же самое касается и других государств. Западные санкции лишь ускоряют выработку суверенных решений, не зависящих от западной инфраструктуры и прочих механизмов. Причем многие схемы уже известны. Они использовались при торговле с Ираном или же КНДР. С Россией же речь идет о кратно более крупных заработках, от которых бизнес не откажется, несмотря на риск попасть в SDN-лист.
По итогу Запад сделал очередной шаг, который ещё больше девальвирует санкционный механизм. Над ним уже смеются, теперь будут смеяться еще больше.
Комментарии читателей (1):
Для великой державы это непозволительная роскошь. Наглецов нужно, обязаны наказывать.
Возьмите хотя бы платежную систему Мир, 100 процентов акций которой в России, так что реальных рычагов воздействия у минфина США нет. Однако, ручки тянутся... как у мелких карманников среди приличных людей.
Выдворите для начала посла США из Москвы. Откажитесь, наконец от покупки казначейских облигаций, найдите резкий достойный ответ на угрозу конфискации финансовых активов России за рубежом.
Делайте что-нибудь, а не хмурьте брови и не пожимайте плечами.