Премьер-министр Армении Никол Пашинян совершил визит в Париж, где провел переговоры с президентом Эммануэлем Макроном. Поводом для такого визита стало участие в церемонии захоронения останков армянского национального героя Движения сопротивления Мисака Манушяна в Пантеоне величайших деятелей Франции. На переговорах стороны особое внимание сконцентрировали не столько на развитии двухсторонних отношений, сколько на проблемах, как сказано в официальном заявлении, «обеспечения безопасности и стабильности на Южном Кавказе». Более конкретные аспекты сотрудничества с Арменией Макрон выразил на совместной с Пашиняном пресс-конференции, заявляя, что его страна «дала согласие на поставку оборонительных вооружений Армении», и что Париж будет добиваться «уважения международного права, суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности стран». Так Макрон напрямую увязал поставки оружия и вопрос сохранения территориальной целостности Армении. Пашинян же оценивает поставки французского оружия стремлением «выстроить правильный баланс в регионе».
Заявление Макрона вызвало негативную реакцию в Баку. МИД Азербайджана уличил его в необоснованных обвинениях в свой адрес, квалифицировал политику Франции как «коварную», поскольку «ее результаты направлены на создание новой напряженности в регионе». Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призывал третьи страны «не отравлять мирный процесс между Азербайджаном и Арменией», а Армению призвал «рассматривать этот процесс со стратегической точки зрения и в долгосрочной перспективе». Что касается Москвы, то она, указывая на высокий конфликтный потенциал на условной армяно-азербайджанской границе, подчеркивает необходимость подписания мирного договора на базе ранее достигнутых соглашений, а не идти на поводу у Запада. Но Пашинян продолжает вести острую «игру» даже в условиях фактической региональной изоляции, находя прямую поддержку во Франции. В чем дело, и чего все же он добивается?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сюрреализм во внешней политике Пашиняна зашкаливает. Накануне визита в Париж Пашинян рассуждал о подготовке к встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и что этим должны «в ближайшее время заняться главы МИД двух стран». Но в Париже он актуализировал проблему «сохранения территориальной целостности Армении», обосновывая военный альянс с Францией. Теперь дело дошло до того, что секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян упрекнул Россию в бездействии в недавней военной стычке на армяно- азербайджанской границе и заявил, что действующая в Армении гражданская миссия ЕС «играет стабилизирующую роль», и Ереван будет «содействовать ее деятельности». Поэтому если вывести сейчас за скобки проблемы, существующие между Ереваном и Баку в подготовке мирного договора, то просматривается один главный сюжет: Армения начинает открыто шантажировать Россию, пытаясь любыми средствами вовлечь ее в противостояние с Азербайджаном.
Причем эта цель камуфлируется рассуждениями о многовекторности во внешней политике, качаниями в разные стороны – от Индии до Франции. Но дефицит имеющихся ресурсов у Армении маргинализирует все ее внешнеполитические потуги, в том числе входящее в политическую моду новоявленное франкофильство. Вот почему все заявления Пашиняна по этому поводу вызывают не повышенное внимание, а только раздражение.
Прав армянский эксперт Вардан Акопян, который намекает, что «революция Пашиняна в 2018 году была запоздалой, а начавшиеся изменения в ее внешней уже выпадают из паззла мировой конъюнктуры». И парадокс: кульминация антироссийской внешней политики Еревана совпадает с моментом укрепления международного положения России и росте влияния на постсоветском пространстве. В итоге, по Акопяну, Армения рискует остаться бессоюзным государством в ситуации усиливающегося на нее внешнего давления, когда страна становится «полем столкновения многих иностранных интересов». Пока у Еревана нет устойчивой внешнеполитической концепции, он все буде делать под влиянием момента и эмоций. Для Армении это очень опасно.
Комментарии читателей (0):