Санкции США могут подтолкнуть Китай и Россию к дальнейшему сближению, констатирует издание SCMP в Гонконге. «Вашингтон усиливает экономическое давление на Москву из-за её вторжения в Украину, но разочарован из-за возможного обхода санкций», — пишут журналисты, имея в виду, со стороны Китая.
Западная печать пестрит заголовками о новой волне санкций США, приуроченной ко второй годовщине начала СВО на Украине. Американскими законодателями по весне вновь овладел санкционный зуд. Многие из предлагаемых мер носят печать откровенно экстерриториальной юрисдикции. А чего, собственно, стесняться, международное право нынче мертво по умолчанию и подменено правилами поведения ковбоев на Диком Западе. Самое время подсыпать соли в кастрюлю с супом коллегам в СБ ООН, насолить России и Китаю, обоим и сразу, чтобы два раза не вставать.
Пытаются не отстать от заокеанских блюстителей мирового беспорядка и страны ЕС, разрабатывая 14-й по счету пакет антироссийских санкций. Правда, европейцы действуют в этом направлении, скорее, руководствуясь нехитрой поговоркой «отморожу себе пальчик на зло маме».
Если Россия так или иначе, но привыкла, приспособилась к санкционному давлению коллективного Запада, то пристальное внимание, с которым сталкиваются сегодня китайские фирмы из-за связей с экономикой России, уже вызвало негативную реакцию со стороны Пекина, который раздражен настолько, что без обиняков называет санкции тем, чем они и являются на самом деле: инструментом шантажа и запугивания.
После безрезультатного и, можно сказать, провального контрнаступления ВСУ в 2023 году, направленного на вытеснение российских войск из южной части страны, правительство США, как известно, предприняло ряд шагов, усиливающих давление на незападные деловые круги, в том числе на Индию, Турцию, Иран, материковый Китай и Гонконг, для пресечения обхода экономических санкций в связи с военным конфликтом в Украине. Важно отметить, что усиление, умножение санкций происходит на фоне восстановления российской экономики, чей рост МВФ прогнозирует на уровне до 2,6 процента в 2024 году после более высокого, чем ожидалось, роста на 3 процента в 2023 году. Волна санкций началась в декабре, когда Белый дом ввёл ограничения в отношении китайских и других неамериканских финансовых институтов, оказывающих поддержку растущей экономике России военного времени. Этот регламент вводит санкции в отношении финансовых структур, которые позволяют организациям и физическим лицам совершать крупные сделки с российским оборонно-промышленным комплексом. Новые правила, по-видимому, имеют экстерриториальный характер, фактически требуя, чтобы любые международные финансовые операции находились под юрисдикцией США. Министр финансов США Джанет Йеллен в этой связи заявила, что её ведомство «без колебаний будет использовать новые инструменты для принятия решительных и точечных мер против финансовых учреждений, которые способствуют снабжению военной машины России». С какой стороны не посмотри, откровение госпожи Йеллен реликтом «холодной» войны не назовёшь. Пусть опосредованная, как ни называй, но всамделишная война против России идёт, и в этом контексте сказать, что США нам партнёр, как это иногда звучит в кулуарах ООН, язык не поворачивается.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
К ключевым отраслям, на которые направлено острие экстерриториальных санкций США, относятся технологии, аэрокосмическая и оборонная промышленность, а также широкий спектр предприятий производственного и строительного секторов. В тех случаях, когда транзакции стран-нарушителей игнорируют вводимые правила минфина, власти США могут заблокировать деятельность любого финансового учреждения или частного лица, пользуясь монополией доллара на мировом финансовом рынке. В декабре Министерство финансов США ввело санкции против более чем 150 компаний и физических лиц, в том числе нескольких организаций из материкового Китая и Гонконга. Подчеркивалось, что Россия использует третьи страны «для приобретения столь необходимых технологий и оборудования для своей военной экономики». Реакция китайского правительства на санкции была резкой. Министерство торговли потребовало, чтобы «Соединенные Штаты немедленно прекратили необоснованное подавление китайских компаний».
Вместе с тем, как сообщает издание SCMP с момента введения нового свода правил Министерство финансов США провело встречу с ведущими китайскими государственными банками, включая Bank of China, ICBC и Bank of Communications, а также гонконгскими финансовыми игроками, такими как CMB Wing Lung Bank. По неофициальным источникам переговоры проходили в атмосфере сотрудничества, и дискуссии в основном были сосредоточены на предотвращении проведения финансовых операций, приносящих пользу российской (военной) промышленности. По данным Bloomberg, главным итогом переговоров стало якобы согласие китайских государственных банков ограничить свои связи с российскими кредитными организациями. В то же время в докладе Атлантического совета (Atlantic Council — американский аналитический центр, основанный в 1961 году при Организации Североатлантического договора. Является форумом для политических, деловых и интеллектуальных международных лидеров) отмечалось расширение российских закупок у Китая ключевого стратегического оборудования, такого как интегральные схемы, которые могут иметь прямое военное применение. В докладе также бездоказательно утверждалось, что российские военные использовали беспилотники китайского производство для поражения целей в Украине, и помимо этого около двух третей нелетального оружия и критически важных материалов Россия получала из Китая.
Хотя Европейский союз не вводил санкции против китайских компаний, этот вопрос был поднят и обсужден с китайскими лидерами на саммите Китай-ЕС в декабре 2023 года, когда Си Цзиньпин принял председателя Европейского совета Шарля Мишеля и председателя Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен. Мишель тогда передал Си Цзиньпину список китайских компаний, против которых ЕС планирует введение санкций за поставки в Россию товаров двойного назначения. Ожидается, что в ближайшее время они попадут под санкции, что не позволит им вести бизнес с европейскими компаниями в будущем. По данным китайских государственных СМИ, Си Цзиньпин заявил, что обе стороны не должны «вступать в конфронтацию, а разногласия могут быть разрешены». Между тем официальная позиция Пекина в отношении военного конфликта в Украине не изменилась: соблюдение нейтралитета и поиск политического урегулирования. Однако усиление напряженности вокруг Тайваня и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе может подтолкнуть Китай к дальнейшему углублению как экономических отношений, так и к военному сотрудничеству с Россией, что отвечало бы насущным стратегическим интересам обеих стран в условиях хаоса, который становится нормой в международных отношениях вследствие попыток США Make America Great Again, «Вернём Америке былое величие».
Комментарии читателей (0):