В последние годы были достигнуты и перевыполнены многие показатели самообеспеченности, зафиксированные в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20. Годовой объем экспорта продуктов питания и сельскохозяйственной продукции вырос с $17,1 млрд в 2016 году до $41,6 млрд в 2022 году [1-3]. С 2020 года РФ официально стала нетто-экспортером этой продукции, то есть больше продавать продовольствия и сельхозпродукции, чем покупать.
Давайте разбираться
По итогам 2023 года объем экспортных поставок российской продукции АПК составил более $43,1 млрд. Рост к прошлому году по данным Федеральная таможенная служба (ФТС) составил 4,3% [4]. В его структуре около 38% приходится на зерно. Страна сохраняет лидерство в мире по поставкам пшеницы, занимая 25% мирового рынка.
Российская сельхозпродукция в 2023 году поставлялась в 150 государств, доля «дружественных» превысила 87%. Это страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китай и Индия. Изменились экспортные маршруты и цены на российское зерно. При этом, импорт по статье продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) превысил $35,0 млрд. [1-4]. Кроме того, следует учитывать, что для производства продукции АПК используется значительная доля импортной техники, оборудования, комплектующих, семян, инкубационных яиц, ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, технологий, цифровых решений и т.д. [5].
По данным ФТС, в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 28,3% сократился экспорт до $424,1 млрд, что объясняется ухудшением ценовой конъюнктуры. Отмечен рост импорта товаров на 11,7%, до $285,1 млрд [4]. Вклад АПК составляет 9,8% от экспорта.
В растениеводстве был обеспечен уверенный рост урожаев и валовых сборов зерновых и зернобобовых (включая сою и кукурузу), а также подсолнечника (рис. 1). На фоне высокой рентабельности и спроса агропроизводители увеличивают посевные под масличными культурами (подсолнечником, соей, рапсом). Экспорт и производство растительных масел продолжают расти. Этому способствуют высокие урожаи, запуск новых перерабатывающих предприятий и переориентация рынка на Азию.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В мире с февраля 2022 года наблюдается устойчивое снижение глобального индекса цен на продовольствие, и в том числе падение цен на основные товары российского продовольственного экспорта — зерновые и растительное масло [6,7], что скажется на его стоимостном выражении в ближайшей перспективе, а значит, и на экономических условиях и маржинальности деятельности производителей и экспортеров.
Очевидно, что актуален вопрос об эффективной реализации накопленного опыта и сохранении достигнутого потенциала. Объем производства продукции всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в 2023 году составил 99,7% по сравнению с 2022 годом. В 2022 этот показатель достиг 111,3% по сравнению с 2021 годом соответственно [1].
Успешное и устойчивое функционирование АПК определяется, прежде всего, комплексной государственной поддержкой отрасли (финансовой, организационной, административной, информационной и т.д.).
Рис. 1. Валовые сборы основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий [1].
Роль господдержки
Основой для финансирования системы мероприятий по поддержки АПК являются четыре Государственные программы:
1) развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (далее — Госпрограмма);
2) развития рыбохозяйственного комплекса, утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.07.2014 № 314;
3) комплексного развития сельских территорий, утверждена постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696;
4) эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 № 731.
В соответствии со статьями 8 и 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Госпрограмма определяет цели, основные направления развития отрасли и рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Изначально, как и все остальные три программы, она имела паспорт, содержащий структуру предполагаемых действий, контрольные цифры по финансированию и индикаторы достижения поставленных целей по годам. Финансовое обеспечение состоит из трех источников: федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов федерации и внебюджетные источники. Однако при принятии федерального бюджета на следующий год и прогнозный двухлетний период объемы финансирования мероприятий предусмотренных в программах обычно корректируются и не совпадают со значениями изначально указанных в паспортах (табл. 1).
Таблица 1. Распределение бюджетных ассигнований по государственным программам РФ. Факт — текущее финансирование или запланированное в действующем законе о федеральном бюджете, план — значения, обозначенные в исходных паспортах, млрд. рублей [8].
Наименование государственной программы |
Годы |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
План 294,7
Факт 271,3 |
План 312,3
Факт 325,8 |
План 365,8
Факт 424,0
|
План 377,5
Факт 370,8 |
План 377,4
Факт 393,2 |
План 300.7
Факт 265,8 |
План -
Факт 251,3 |
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» |
План 79,2
Факт 32,6 |
План 160,6
Факт 38,2 |
План 193,1
Факт 51,3
|
План 201,0
Факт 65,1 |
План 209,0
Факт 68,5 |
План 217,9
Факт 51,5 |
План -
Факт 43,0 |
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации |
План -
Факт – |
План -
Факт – |
План 40,5
Факт 23,8 |
План 43,5
Факт 38,4 |
План 58,6
Факт 40,6 |
План 59,7
Факт 31,5 |
План 51,6
Факт 32,5 |
Цифры объемов финансирования из федерального бюджета — номинальные. Они не учитывают инфляцию, а также особенности динамики значения ключевой ставки ЦБ РФ. Эти показатели приведены на его официальном сайте. С 2020 года ставка колебалась от 6,25 % до 20,0% годовых, что также отражается на доступе к кредитам и оборотным средствам. С 18.12.2023 она — 16%. Показатели по инфляции изменялись — от 2,3% до 17,8 год/году. Нужно учесть и существенную волатильность курса национальной валюты относительно резервных — от 60 до 120 рублей за доллар США.
Можно дополнительно выделить разовые и адресные меры государственной поддержки, направленные непосредственно агропроизводителям или смежным отраслям. Они финансируются по отдельным Распоряжениям Правительства из резервного фонда.
С момента начала формирования в середине 1990-х годов и по сей день система мер государственной поддержки в агрокомплексе непрерывно эволюционировала и совершенствовалась. На смену товарному кредитованию агропроизводителей под гарантии субъектов РФ пришло денежное кредитование через банки за счёт средств специально созданного Фонда льготного кредитования, а затем — банковское кредитование по льготной ставке, сначала краткосрочное под оборотные средства, а затем — долгосрочное. Многочисленные дотации на производство тех или иных видов сельскохозяйственной продукции постепенно заменялись на субсидирование отдельных статей затрат на их производство и/или введение определенных льгот по ним; совершенствовался механизм проведения государственных интервенционных операций.
С 2017 года начали ежегодно меняться механизмы государственной поддержки АПК. В 2020 году введены новые виды — компенсирующая и стимулирующая субсидии. С 2024 года они объединяются. Единая субсидия охватывает двенадцать приоритетов. В ней останутся все направления, действующие ранее. Регионам будет доступна поддержка пяти из двенадцати приоритетных направлений, а именно: 1) агротехнологических работ; 2) элитного семеноводства; 3) племенного животноводства; 4) малых форм хозяйствования; 5) агрострахования.
Из оставшихся семи направлений каждый регион может выбрать три, и государство выделит на них субсидии: 1) традиционные подотрасли сельского хозяйства и северного оленеводства; 2) производство льна-долгунца и (или) технической конопли; 3) производство продукции плодово-ягодных насаждений; 4) производство молока; 5) мясное скотоводство; 6) овцеводство, козоводство и производство шерсти; 7) глубокая переработка зерна и (или) переработка молока крупного рогатого скота, козьего и овечьего в пищевую продукцию. Изменения в господдержке закреплены в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2023 № 2065 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (табл. 2).
Табл. 2. Объединение компенсирующей и стимулирующей субсидий с 01.01.2024 в рамках государственной поддержки АПК [7].
Основные направления |
Средства по годам, млн рублей |
|
2023 |
2024 |
|
Поддержка агротехнологических работ |
6 541,5 |
3 376,2 |
Поддержка элитного семеноводства |
2 810,7 |
2 468,0 |
Поддержка племенного животноводства |
8 605,6 |
7 937,1 |
Страхование с господдержкой |
5 351,9 |
4 847,2 |
Развитие малых форм хозяйствования |
6 471,1 |
5 641,9 |
Поддержка производства молока |
14 831,7 |
14 260,2 |
Мясное скотоводство |
3 255,6 |
2 038,6 |
Овцеводство и козоводство, производство шерсти |
1 370,4 |
1 229,1 |
Поддержка производства льна и конопли |
108,9 |
128,3 |
Поддержка производства плодово-ягодной продукции |
7 338,2 |
5 804,8 |
Поддержка традиционных подотраслей (мараловодство, табунное коневодство, кормопроизводство на Крайнем Севере, северное оленеводство) |
459,1 |
355,4 |
Поддержка переработки молока и (или) глубокой переработки зерна |
1 333,2 |
1 273,4 |
ИТОГО |
58 477,9 |
49 360,2 |
Создана Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 № 996 (редакция от 30.09.2023). За семь лет это уже девятая редакция. Менялась структура программы, паспорт, объемы финансирования, список включенных подпрограмм, увеличившийся с 7 до 13, сроки и так далее. На ее реализацию предусмотрено выделение средств федерального бюджета в сумме 59,0 млрд руб. на 13 лет, на 2024 год — 6,84 млрд руб. Так же запланировано внебюджетное финансирование и участие субъектов РФ.
Наши семена
На сегодняшний день селекция и семеноводство вошли в число приоритетных направлений государственной поддержки. Льготное кредитование, компенсация прямых понесенных затрат, а также поддержка спроса на отечественные семена. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2024 № 72 «О введении временного количественного ограничения на ввоз отдельных видов семян сельскохозяйственных растений» установлены квоты на ввоз отдельных видов семян из недружественных стран. Ограничения продлятся до конца 2024 года.
Общий объём квот составляет 33,1 тыс. тонн. Он учитывает баланс отечественного производства, импорта и экспорта семян. Ожидается, что такие ограничения помогут развивать собственное семеноводство.
Квоты распределяются по видам сельскохозяйственных культур следующим образом:
- картофель свежий или охлажденный семенной — 16 тыс. тонн; пивоваренный ячмень — 0,6 тыс. тонн;
- кукуруза семенная с индексом спелости (ФАО) более 300, за исключением восковидной — 4,4 тыс. тонн;
- кукуруза семенная с индексом спелости (ФАО) более 300, восковидная — 0,6 тыс. тонн;
- кукуруза семенная, за исключением кукурузы семенной с индексом спелости (ФАО) более 300, в том числе восковидной — нулевая квота;
- гибриды рапса — 2 тыс. тонн;
- семена рапса для посева, за исключением семян рапса для посева гибридных — нулевая квота;
- семена подсолнечника для посева гибридные, высокоолеиновые — 0,5 тыс. тонн;
- гибриды подсолнечника, за исключением высокоолеиновых — 7 тыс. тонн;
- семена подсолнечника для посева, за исключением семян подсолнечника для посева гибридных, в том числе высокоолеиновых — нулевая квота;
- гибриды сахарной свеклы — 2 тыс. тонн;
- семена сахарной свеклы, за исключением семян сахарной свеклы гибридных — нулевая квота;
- пшеница, рожь, соя, ячмень семенной за исключением пивоваренного — нулевая квота.
Нулевая квота (фактический запрет на ввоз из недружественных стран) установлена в отношении семян: пшеницы; ржи; соевых бобов. Документ также содержит правила распределения между участниками внешнеторговой деятельности объемов ограничений на ввоз; формула расчета квоты, распределяемой импортерам; список необходимых документов; порядок подтверждения целевого назначения ввозимых семян; основания для отказа во ввозе. Количество и номенклатуру ввозимых семян планируется в дальнейшем поэтапно уменьшать по мере увеличения внутреннего производства.
Согласно Приказу Минсельхоза РФ от 14.02.2024 № 73 «О распределении между участниками внешнеторговой деятельности объемов количественных ограничений в отношении ввозимых на территорию РФ отдельных видов семян сельскохозяйственных растений, указанных в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 27.01.2024 № 72 «О введении временного количественного ограничения на ввоз отдельных видов семян сельскохозяйственных растений» наибольшие доли получили крупнейшие зарубежные компании, работающие на российском рынке, — «Сингента», «КВС Рус», а также российская селекционная компания «Золотой Початок». Есть в списке и новые компании, ранее не занимающиеся заявленной деятельностью в этом секторе экономики.
Доли в квоте на ввоз гибридов подсолнечника, за исключением высокоолеиновых, получили: «Сингента», «Био-Тон», «Золотой Початок», ИП Жуков Я. В., «Варяг», «Геомедика», «ТД Интех», «Поставка семян», ТК «Бецема», ИП Корнишин В. Ю. Каждая из этих компаний сможет ввести 551 тонну семян. Чуть меньшая доля — 488 тонн — у компании «Агропродукт», 388 тонн — у ООО «Танаис» (семенной завод компании Lidea), 266 тонн — у «КВС Рус».
Компания «Лимагрен» сможет поставить 157 тонн семян, «Саатбау Рус» — 56 тонн. Общий объем квоты на гибриды подсолнечника составляет 7 тыс. тонн.
Наибольшая доля квоты в семенах гибридов рапса — по 224 тонны — отдана: «Сингента», ТК «Бецема», «Био-Тон», ИП Корнишин В. Ю., ИП Жуков Я. В. «Джермэн Сид Альянс Русс» получил квоту объемом 223 тонны, «Геомедика» — 213 тонн. Общий объем квоты — 2 тыс. тонн.
Семена гибридов кукурузы с ФАО более 300, за исключением восковидной, смогут ввозить 14 компаний. Из них большую часть, по 528 тонн: «Сингента», «Геомедика», ТК «Бецема», ИП Корнишин В. Ю., «ТД Интех», «Био-Тон».
Чуть меньшая доля (525 тонн) у «Золотого Початка», у компании «КВС Рус» — 227 тонн, «Лимагрен» сможет ввести только 48 тонн семян кукурузы, «МАС Сидс» — 41 тонну. Общий объем квоты — 4,4 тыс. тонн.
На семена сахарной свеклы значимые доли квоты получили: ООО «Семенной завод КВС» и «КВС Рус» — по 528 тонн, «Флоримон Депре» — 317 тонн, «Продимекс Селекция» — 172 тонны, «Бетасид Рус» — 123 тонны, «Штрубе Рус» — 98 тонн, «Марибо Хиллесхог» — 96 тонн. Общий объем квоты — 2 тыс. тонн. Также распределены доли в квотах на импорт семян пивоваренного ячменя, картофеля, восковидной кукурузы, высокоолеиновых гибридов подсолнечника.
Неужели это все?
Объём государственной поддержки растениеводства из федерального бюджета на 2024 год представлены в таблице 3. Вся посевная площадь в 2023 году составила 84 242,3 тыс. га, в 2024 планируется ее расширение до 84 531,8 тыс. га или на 289,5 тыс. га [9]. В среднем на 1 га приходится 316 рублей.
В 2023 году были осуществлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам РФ, с дальнейшим доведение средств до региональных агропроизводителей (возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур, I, II и III транши) — 30 млрд рублей. Осуществлено финансирование реализации Федерального проекта по развитию отраслей овощеводства и плодоводства — 4,6 млрд рублей и стимулировалось увеличения производства масличных культур в объеме — 1,8 млрд рублей.
Существует проблема доведения средств до конченых потребителей субъектами РФ. Например, Новосибирской областью не освоено 164,5 млн рублей в рамках III транша на поддержку производства зерновых культур.
Регионом осуществлен возврат средств федерального бюджета по упомянутому проекту «картофель и овощи» в объеме 29,9 млн рублей (52,2% от лимита), а также 40,2 млн рублей по стимулированию увеличения производства масличных культур (80,1% от лимита). По итогам 2023 года из общего объема выделенных средств в объеме 1051,04 млн рублей по направлениям поддержки зерновых, масличных, картофеля и овощей неосвоенные и возвращенные средства составил 234,0 млн рублей или 22,3% [9].
Возмещение части прямых понесенных затрат в 2024 году будет осуществляться в форме предоставления субсидий. Минсельхозом РФ разработан проект постановления, согласно которому эти средства будут выделяться при условии регионального софинансирования. Для получателей субсидий во всех регионах размер возмещения составит 25, 30, 50 или 70% в зависимости от направления. При этом оказание поддержки по ранее субсидируемым направлениям будет сохранено.
Таблица 3. Государственной поддержки отраслей растениеводства из федерального бюджета на 2024 год [9].
Наименование государственной поддержки и направления расходов |
Объем финансирования на 2024 год, рублей |
Возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур |
10 000 000 000,00 |
Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур на 2022 и 2023 годы |
10 000 000 000,00 |
Федеральный проект развития овощеводства и картофелеводства |
4 500 000 000 |
Погектарная поддержка овощей открытого грунта и картофеля СХО, КФХ и ИП (малые формы) |
805 192 200,0 |
На производство овощей открытого грунта в СХО, КФХ и ИП Семеноводство овощей и картофеля Семеноводство овощей и картофеля |
782 740 900,0 487 797 500,0 487 797 500,0 |
Поддержка овощеводства защищенного грунта |
1 039 761 900,0 |
Поддержка реализации картофеля и овощей ЛПХ |
450 000 000,0 |
Объединенная поддержка |
12 122 977 600 |
Агротехнологические работы |
3 676 613 900 |
Элитное семеноводство |
2 513 259 200 |
Поддержка производства льна и конопли |
128 336 700 |
Поддержка многолетних насаждений (кроме виноградников), включая питомники |
5 804 767 800 |
По показателю «Посевная площадь кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тыс. га» |
85 012 928 |
Всего по отрасли растениеводства |
26 707 990 528,00 |
Кредиты и льготы
Сельское хозяйство — отрасль, наиболее интенсивно использующая для своего устойчивого функционирования и развития льготные кредиты. Их объем составляет свыше 60% от всех кредитов, предоставленных агропроизводителям или в 3-10 раз больше, чем для большинства прочих отраслей экономики. Льготное кредитование сельскохозяйственных заемщиков длительное время ранее обеспечивалось государственным субсидированием процентных ставок по ним для сохранения уровня в пределах 1-5% годовых.
Программа льготного кредитования АПК действует с 2017 года. Есть два типа кредитов по льготной ставке в 5% годовых: краткосрочный — до 2 лет и инвестиционный — до 15 лет. (Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1528 (ред. от 25.11.2023) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке».)
Сейчас достижение такого уровня невозможно. В федеральном бюджете отсутствуют необходимые объемы средств государственной поддержки на эти цели. На льготные кредиты в 2024 году планируется выделить 211,9 млрд руб. Здесь уже учтены 20 млрд руб. дополнительного финансирования из резервного фонда по Распоряжению Правительства РФ от 05.02.2024 № 222-р «О направлении в 2024 году бюджетных ассигнований для предоставления субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке».
Выдача кредитов стартовала с 19.02.2024. По расчетам, указанная сумма позволит аграриям привлечь на льготных условиях более 804 млрд рублей заемных средств на весенние полевые работы, а так же осуществление инвестиций в проекты в области производства и переработки сельхозпродукции.
По нашим оценкам, этого объема на весь год будет недостаточно, возникнет необходимость выделения дополнительных средств. Для сравнения два ведущих банка, участвующих в данной деятельности — Россельхозбанк и Сбербанк — за 2022 год выдали отечественным агропроизводителям 1082 млрд рублей, а за 2023 год уже 1115 млрд рублей кредитов.
С 10.02.2024 изменился механизм выдачи льготных кредитов в АПК. Ставка по льготным кредитам стала плавающей. Причина — жёсткая денежно-кредитная политика ЦБ РФ, которая будет поддерживаться продолжительное время. Предложены две различные формулы расчета ставки. Для тех направлений, в которых не достигнуты показатели продовольственной безопасности, ставка составит 30% от ключевой ставки ЦБ РФ плюс 2% годовых. Для всех остальных — 50% от ключевой ставки плюс 2% годовых. При текущей ставке 16% годовых (до ее пересмотра) приоритетные отрасли смогут брать кредиты под 6,8%. Остальные — под 10% годовых. Процент по кредитам для заемщика зависит от ключевой ставки ЦБ РФ и будет меняться в соответствии с ее размером на протяжении всего срока действия кредитного договора.
Среди приоритетных направлений финансирования — малые формы и личные подсобные хозяйства, участники Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства, деятельность, связанная с селекцией и генетикой, молочное скотоводство и переработка молока, а также овцеводство в Северо-Кавказском ФО. Также в списке — птицеводство, производство яиц, садоводческая деятельность, хлебопечение и мукомольная отрасль, первичная переработка продукции животноводства.
Неприоритетные направления — производство сельхозтехники, оптово-распределительные центры и хранилища, переработка плодоовощных культур, элеваторы и производство зерна, мелиорация, маркировка, аквакультура, тепличные комплексы для выращивания цветов и пункты приемки и первичной и последующей переработки свиней.
В 2024 году сельхозтоваропроизводителям доступны льготные кредиты на срок до 1 года на приобретение семенного материала отечественной селекции сельскохозяйственных культур, произведенного в рамках реализации ФНТП. На срок от 2 до 5 лет — на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, используемых при осуществлении бройлерного производства. На срок от 2 до 8 лет — на строительство комплексов (ферм), объектов животноводства, предназначенных для бройлерного производства, и приобретение оборудования для них. Также аграриям доступно льготное кредитование на реконструкцию, модернизацию и приобретение оборудования для птицеводческих комплексов бройлерного направления. Кроме того, сельхозтоваропроизводители, осуществляющие деятельность на территории СКФО, смогут воспользоваться кредитами на срок от 2 до 15 лет на строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение овцеводческих комплексов.
Запланированная бюджетная поддержка АПК и рыбохозяйственного комплекса в текущем году по пяти программам с учетом резервного финансирования достигли 558 млрд рублей (по состоянию на 01.03.224 года). Планируется, что эти объемы позволят обеспечить устойчивый рост агропроизводства страны. По итогам 2023 года господдержка сельского хозяйства составила 540 млрд рублей [7].
Вместо заключения
Заметим, что помимо налогов от своей деятельности АПК и рыбохозяйственный комплекс обеспечили поступление в федеральный бюджет в 2023 году экспортной пошлины на зерно в объеме 200 млрд рублей, а около 100 млрд рублей составила уплата разового взноса при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов [10, 11]. Только это в сумме составляет 56% от объема государственно поддержки.
Значит, крестьяне и рыбаки не только кормят страну, но и помогают ей выстоять в трудную годину. Помогают, обеспечивая доходную часть федерального и региональных бюджетов. Впрочем, иного от них ожидать нельзя, так было всегда в России. Низкий вам поклон, наши скромные труженики, — настоящие патриоты.
И все же, заметим, что эффективная государственная поддержка АПК является основой успешной и системной реализации продовольственной политики России. Следовательно, ее объемы и механизмы имеют приоритетное значение в новых и непростых геоэкономических условиях.
Литература
1. Социально-экономическое положение России. Январь-декабрь 2023 года. Выпуск 12. — М.: Росстат, 2024.- 360 с.
2. Сельское хозяйство в России. 2023: Статистический сборник.- М.: Росстат, 2023. — 103 c.
3. Агропромышленный комплекс. Статистика Евразийского экономического союза. — М.: Евразийская экономическая комиссия 2023. — 137 с.
4. Вислогузов В. Доля Азии в экспорте РФ превысила 70%. Мониторинг внешней торговли // Газета «Коммерсантъ», № 26 от 13.02.2024. — С. 2.
5. Карпов Д. Оценка зависимости России от импорта промежуточной продукции // Серия докладов об экономических исследованиях, № 106, декабрь 2022. — М.: Центральный банк Российской Федерации, 2022. — 28 с.
6. Положение с продовольствием в мире. Индекс продовольственных цен ФАО. 02.02.2024. -- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/.
7. Материалы парламентских слушаний по теме «Законодательное обеспечение повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства». Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, 06.12.2023. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/fda1c31e-00f2-477c-9820-dba476de0fb5.
8. Кашин В.И. Отечественной продукции — зеленый свет!/ Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на пленарном заседании Первой международной выставки технологий для производства и переработки картофеля и овощей, 29.01.2024. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/c6de7747-0e34-42bd-bd26-aee56cd37dbb.
9. Предварительные итоги работы отрасли растениеводства за 2023 год
и задачи на 2024 год // Всероссийское агрономическое совещание, 31.01.2024. — М.: Минсельхоз РФ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/d9d/a0l0v1a01adi887nk0nu873k6l2wyyri.pdf.
10. В.И.Кашин. Правда — наш успех / Доклад на тему «Ключевые задачи в обеспечении лидерства России на мировом аграрном рынке» на Международной выставке-форуме «Россия». 16.02.2024. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/4d79cfc5-83b3-4364-92c5-d4399c6eec93.
11. Михайлова Е. Оценка рыбопромысловой ренты и стоимости водных биоресурсов: обзор исследований // Известия ДВФУ. Экономика и управление. — 2022. — № 1.- С. 92–113. -DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2022-1/92-113.
Комментарии читателей (0):