Сбываются прогнозы Турции относительно того, что кризис на Украине спровоцирует проблемы внутри НАТО и что его затягивание станет срывать механизм так называемой коллективной обороны альянса. Как констатирует телеканал CNN Turk, альянс "намеревался добиться дальнейшего ослабления России, а получает другое". Речь идет в первую очередь о том, что руководство Германии уже не скрывает обеспокоенность тем, что «НАТО не выживет, если Дональд Трамп вновь станет президентом США». В этой связи газета New York Times вспоминает, как Трамп, будучи президентом США, обвинял союзников по НАТО в невыполнении бюджетных требований и даже заявлял, что «военный блок устарел». При этом Анкара, как пишет турецкое издание Hürriyet, «предвидела, что главная военная и финансовая нагрузка в войне на Украине будет перекладываться на плечи своих партнеров по альянсу и выстраивала внутри его свою политику».
Прикрываясь своими посредническими мирными инициативами по налаживанию диалога между Москвой и Киевом, она позиционирует себя как нейтральная сторона. Именно поэтому в марте 2022 года переговоры между Россией и Украиной проходили в Стамбуле. Во-вторых, она участвует в работе контактной группы по обороне Украины — «Рамштайн» — фактически как наблюдатель даже в ситуации, когда глава Пентагона и по совместительству председатель группы Ллойд Остин стал навязывать переход координационных функций от контактной группы к НАТО. В Анкаре предполагают, что таким образом США «начинают выходить из украинской «игры» предвкушая возможность возвращения в Белый дом Трампа».
Уже сам по себе этот факт демонстрирует наличие серьезных кризисных явлений в альянсе, подрывая его имидж как единого целого. На это наслаиваются проблемы, возникшие в НАТО по вступлению в альянс Финляндии и Швеции, долгосрочные противоречия с Грецией в Восточном Средиземноморье, отношения партнеров Турции к курдскому вопросу. Не говоря уже о том, что Анкару не желают принимать в ЕС. Ранее в июле 2016 года в Турции была предпринята попытка госпереворота, и в Анкаре быстро поняли, что руководство НАТО имело к этому определенное отношение. А в последнее время, как пишет турецкий эксперт Дженгиз Чандар, «в НАТО стали создавать образ Турции в варианте российского троянского коня и появились даже призывы исключить ее из альянса». В ответ Анкара инспирировала, правда, через маргинальные издания публикации о том, что «Турция может покинуть НАТО».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Проблема тут, конечно, не в отношениях Турции с Россией. Все глубже. Анкара остро почувствовала развитие кризисных явлений не только внутри НАТО, но и в позициях всего коллективного Запада, и стала осознавать, что поза потенциального изгоя содержит ряд серьезных преимуществ. В случае развала НАТО Турция перестает быть важным компонентом обороны Западной Европы, но будет сохранять двусторонние многопрофильные отношения с США, выступать в более самостоятельной роли на Ближнем Востоке, даже в качестве одного из полюсов многополярного мира. Под натовским зонтиком у Анкары таких шансов почти нет. При этом такая позиция может устраивать США в случае возвращения там к власти Трампа и не мешать ее отношениям с Россией в случае грамотного выстраивания политики баланса. Не случайно американская газета The Washington Times сейчас пишет, что «теперь НАТО надо доказать свою состоятельность как военного союза и вызывать повышенный интерес к сотрудничеству у Турции, а не наоборот». По мнению издания, главный смысл нынешнего «турецкого феномена» в том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган как прагматичный политик, преследующий, прежде всего, интересы своей страны, сам не стремится к тому, чтобы расплеваться с НАТО, но готов начать самостоятельное геополитическое плавание, вступая, возможно, в новые, но региональные альянсы. Пока же он удачно играет на западных нервах, подчеркивая, что ситуация в НАТО оказывается, как пишет газета Sabah, «в подвешенном состоянии и в стадии напряжённости, и демонстрирует новые геополитические горизонты». При этом он указывает на украинский кризис и войну Израиля с ХАМАС в Газе.
Для Анкары действительно наступают новые времена, и она ищет иные новые геополитические приоритеты, к чему ее подталкивают мировые и региональные события.
Комментарии читателей (0):