Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган далеко не первый раз проводят личные встречи то в России, то в Турции. Последняя такая встреча состоялась в сентябре прошлого года в Сочи. Конечно, каждая из них и переговоры всегда серьезно мотивированы, и, как правило, «привязываются» к какой-то одной наиболее важной теме из всего широко спектра двухсторонних отношений. Как правило, в таком формате решаются накопившихся противоречий и недомолвки, которые накапливаются в бурной региональной и международной политике. Но есть важные нюансы.
Как правило, Анкара часто первой анонсирует визит Путина, что вынуждает Москву корректировать ситуацию с датой визита. Так было тогда, когда в августе прошлого года Эрдоган говорил, что ждет Путина, но потом сам явился в Сочи. Эта история была связана с проблемами продления или не продления зерновой сделки. Москва ответила в Сочи: без учёта интересов России никакой сделки не будет.
На сей раз именно турецкая сторона первая анонсировала тематику предстоящих переговоров Эрдоган - Путин в Турции. В изложении газеты Hürriyet, а потом в заявлении главы турецкого МИД Хакан Фидан на пресс-конференции на Мальте она выстроена в таком порядке: Черное море, зерно, Украина, а также ряд двусторонних вопросов. По словам Фидана, «у нас много тем, и важно по ним регулярно сверять часы». Ранее об этом говорил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Любопытно, что турецкие СМИ из заявления Пескова выделили то, что в числе обсуждаемых вопросов на встрече Эрдоган - Путин значится и украинский вопрос, тогда как большинство российских СМИ отмечали, что стороны будут обсуждать «вопросы торгово-экономического сотрудничества».
Интрига тут как раз в том, что на предстоящий визит Путина в Турцию отреагировал и госдепартамент США, что для него не является характерным. Заместитель официального представителя госдепа Ведант Патель выстроил свой интригующий информационный ряд. По его словам, во-первых, визит Путина в Турцию является первым визитом лидера России в страну НАТО после начала военной операции на Украине. Во-вторых, «США приветствуют усилия наших турецких партнеров, в том числе президента Эрдогана, который пытается убедить Россию вернуться к зерновой сделке». Патель также отметил, что «Турция сыграла важную роль в реализации Черноморской зерновой инициативы, и поэтому мы по-прежнему считаем, что крайне важно, чтобы украинское зерно попадало туда, куда оно должно быть доставлено».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В итоге складывается устойчивое ощущение того, что Турция через утечку информации о тематике предстоящих переговоров Эрдоган - Путин «упаковывает» их в зерновую сделку, как бы оправдывая свои действия перед западными союзниками в организации визита лидера России. В то же время выявляется еще один важный нюанс, на который уже указывал REX. По всем признакам, оценки Анкары украинского кризиса стали меняться. Раньше Эрдоган считал, что он имеет локальное значение и обвинял союзников по НАТО в том, что ими «не было предпринято никаких дипломатических шагов, чтобы превратить позитивную атмосферу, созданную черноморской инициативой, в прекращение огня, а затем и постоянный мир». Теперь, как пишет турецкое издание Habertürk, «прежние оценки Анкары украинского конфликта оказались ложными», а «долгосрочный мир на Украине возможен только при условии достижения нового соглашения между Москвой и Западом». В этой связи Эрдоган рассчитывае взять на себя посредническую роль, но не в урегулировании отношений Россией с Украиной, а уже в диалоге Запад – Россия, что связано с изучением вариантов создания нового формата диалога по Украине, возможно, в варианте пакетной сделки.
Конечно, это элемент «большой игры» Турции с Западом, но с заметным стремлением вернуться к посреднической миссии между Россией и Украиной. «Если какая-либо страна может сыграть значимую роль в прекращении вредных действий России, мы будем это приветствовать», — констатировал в этой связи Патель.
Остальное - сфера развития двухсторонних отношений. Остаются в силу решения по газовому хабу, наращивают объемы совместные проекты в торговле и энергетике. Товарооборот между двумя странами составляет свыше 60 млрд долларов, а впереди перспектива строительства российскими силами еще одной турецкой АЭС в Синопе. Это - более широкий и более основательный фундамент для принятия решений и в отношении урегулирования острых региональных проблем. Специфика России и Турции в том, что две страны имеют исторические и геополитические амбиции в смежных регионах Кавказа, Балкан, Ближнего Востока, Средиземноморья и Чёрного моря. Уже это одно способно вызвать конфликты, которые страны реально ощущают на Ближнем Востоке. Причем на такие процессы наслаивается еще одна важная переменная — отношения Турции с партнерами по НАТО. Но Москва к этому уже давно приспособилась. Так что диалог Путина с Эрдоганом в Анкаре обещает быть насыщенным и интересным.
Комментарии читателей (0):