Спикер сейма Польши вступает в конкуренцию с МИД и президентом

6 февраля 2024  10:30 Отправить по email
Печать

Маршал сейма Польши Шимон Холовня совершает 5–6 февраля визит в Литву. Это первый его выезд за границу после избрания спикером нижней палаты польского парламента. Он встретился с главой литовского сейма Викторией Чмилите-Нильсен, президентом Гитанасом Науседой, а также представителями польской общины Вильнюса. Накануне визита и в ходе его Холовня сделал ряд знаковых заявлений, которые говорят о серьезных амбициях маршала сейма, претендующего на то, чтобы войти в число тех, кто определяет польскую внешнюю политику.

«Мы хотим возобновить отношения на уровне парламентов и поднять их на еще более высокий уровень, я очень хочу развивать парламентскую дипломатию», – сообщил маршал накануне отъезда в Вильнюс.

Он отметил, что в состав сопровождающей его делегации входит большое количество экспертов, отвечающих за безопасность. При этом Холовня подчеркнул, что хотя внешнеполитический курс проводит правительство, но именно парламент позволяет ему это делать. Депутаты выделяют деньги, именно в парламенте «вырабатывается согласие по тем или иным решениям или таковое согласие отсутствует». Это новое качество польской политической сцены, на которой после выборов в октябре прошлого года власть перешла в руки коалиции «Гражданская платформа» – «Третий путь» – «Новые левые». Ведь во время предыдущих восьми лет правления партии «Право и Справедливость» (PiS) и ее союзников маршал сейма не занимался внешней политикой, она была поделена между правительством, президентом и МИД Польши.

Как утверждала после прихода новой коалиции и назначения министром иностранных дел Радослава Сикорского эксперт базирующего в Вашингтоне Германского фонда Маршалла (организация, признанная нежелательной в России) Марта Прохвич-Язовская, «внешняя политика будет гораздо более последовательной и предсказуемой, чем при правлении PiS, когда она была разделена между различными институтами». Но, похоже, Холовня решил опровергнуть этот тезис, заявив о желании получить «часть акций» польской внешней политики. Визит в Литву он избрал для презентации своего видения. Так, маршал сейма сообщил о необходимости «создания де-факто польской северной политики», выстраивания альянсов с «нашими партнерами по бассейну Балтийского моря, которое становится внутренним морем НАТО». Холовня с Науседой обсудил вопросы реализации совместных оборонных проектов, проведения военных учений, тесного сотрудничества в укреплении безопасности Сувалкского коридора. С Чмилите-Нильсен – реанимацию парламентского измерения Люблинского треугольника (Литва – Польша – Украина), организацию заседания парламентов входящих в него трех стран.

По ряду обозначенных Холовней проблем, в частности, обороны и безопасности, он вторгается в сферу деятельности, которую ранее закрепил за собой президент Польши Анджей Дуда. Будучи в январе этого года в Вильнюсе, Дуда по итогам встречи с литовским коллегой рассказывал о возможной встрече его, Науседы и Владимира Зеленского в формате Люблинского треугольника, планах организовать и провести военные учения по «укреплению безопасности нашего региона» в контексте Сувалкского коридора. Представляй президент Польши и маршал сейма одну партию, можно было бы говорить о взаимной поддержке двух политиков друг друга и проведении единой линии. Однако Дуда близок к ныне оппозиционной «Праву и Справедливости», а Холовня представляет входящее в «Третий путь» движение «Польша 2050». Поэтому за внешнеполитической активностью маршала видится попытка подорвать позиции президента, лишить его возможности играть важную роль во внешней политике. Учитывая, что Холовня рассматривается в качестве кандидата на будущих президентских выборах в Польше, которые должны состояться в 2025 году, его интерес к международным делам, судя по всему, определяется все же внутриполитической интригой.

Но маршалу сейма здесь придется столкнуться не только с Дудой, который вряд ли будет спокойно наблюдать за попытками «отщипнуть» часть его компетенций. Проблемы у Холовни возникнут с МИД Польши. Литовское направление – не самое просто для польской внешней политики, особенно с учетом предыдущей деятельности вернувшегося на пост министра иностранных дел Сикорского. В Литве к нему относятся с определенной опаской и недоверием. В 2007 – 2014 годах Сикорский был частым «героем» публикаций литовской прессы, где его описывали как «смелого, агрессивного, харизматичного», но при этом мстительного и испытывающего личную ненависть к Литве. А британский журнал The Economist в 2012 году писал, что отношения между Варшавой и Вильнюсом «плохие и ухудшаются», и это беспокоило США, НАТО и ЕС. Литве «также было трудно свыкнуться с возвышением Польши и ее статусом важного европейского государства». Что касается Холовни, то такого негативного бэкграунда с Литвой у него нет. И этим может воспользоваться Вильнюс, играя на противопоставлении «непримиримого» Сикорского и «конструктивного» Холовни, что – помимо конкурентных отношений президента и маршала сейма – также будет ослаблять потенциал польской внешней политики.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть