Скандал в благородном семействе

5 февраля 2024  10:41 Отправить по email
Печать

Каждый четвертый депутат Европарламента замешан в судебных делах или скандалах, утверждают журналисты-расследователи Follow the Money, говорится в статье, опубликованной изданием Le Monde. За несколько месяцев до выборов в Европарламент перед избирателями предстает впечатляющая картина обвинений действующих (и бывших) депутатов Европарламента в нарушениях закона и неправомерных действиях.

Еще свежи в памяти события декабря 2022 года, скандал «Катаргейт», когда вице-президент Европарламента от Греции Ева Кайли была арестована вместе с четырьмя членами парламента, которых подозревали в получении взяток от Катара и Марокко в обмен на политическое спонсорство. В ходе рейда полиции в доме Кайли в сейфе, сумке, пакетах было обнаружено более 800 000 евро наличными, — сцена, достойная сериала Netflix. Несмотря на то, что расследование по делу о коррупции и отмывании денег все еще продолжается (обвиняемые отрицают какие-либо правонарушения), ущерб престижу Европарламента уже нанесен. Да и то: Брюссель не древний Рим, и депутаты – не жена Цезаря.

Расследование, проведенное консорциумом из 24 европейских новостных организаций, включая Le Monde, показало, что почти четверть из 704 действующих депутатов Европарламента, замешаны в нарушении закона, включая коррупцию, мошенничество и домогательства.

В общей сложности 163 депутата Европарламента были вовлечены в 253 дела, которые были выявлены и проверены, а подавляющее большинство касалось действий, имевших место в течение текущего парламентского срока (2019–2024 г. г.), независимо от того, где: в их стране или в период пребывания в Брюсселе. Дела охватывают широкий спектр нарушений вплоть до хищения государственных средств и даже сговора с целью совершения убийства. И все же, в основном, это три типа скандалов, повлекших за собой публичный резонанс: 45 из них связаны с коррупцией и прямым взяточничеством, 44 — с мошенничеством, растратой или хищениями и 46 с издевательствами или сексуальными домогательствами, проблемой, масштабы которой недооцениваются, как полагает американский сайт Politico.

Расследование координировалось голландской платформой журналистских расследований Follow the Money. Его результаты являют собой минимальные цифры, поскольку не обо всех скандалах сообщают СМИ, а преступления и проступки не оцениваются и не наказываются равным образом во Франции и других странах, где уважается верховенство закона и независимость судебной власти. До выборов в Европарламент, запланированных на 6–9 июня, осталось пять месяцев, и внимание к поведению европейских чиновников, естественно, является предметом серьезного общественного интереса, впрочем, кодекс европейского парламентаризма и законы не является ценностью, которую единодушно разделяют все политические партии, представленные в Европарламенте. В деле «Катаргейт» большинство обвиняемых, включая Кайли, были связаны с социал-демократической фракцией Европейского парламента. Тем не менее, в целом именно крайне правые и популистские радикальные правые депутаты выделяются вовлеченностью в наиболее громкие дела, относимые к уголовному законодательству, На их долю приходится 55 депутатов Европарламента, замешанных в скандалах, о которых сообщалось, по сравнению с 42 у правых консерваторов и 26 у левых и «зеленых».

Курьезным, если не сказать больше, является пример одного из депутатов Европарламента от Греции, стоящий на страже европейской демократии, сидя в тюрьме. Греческая неонацистская партия «Золотая заря» была распущена в 2020 году после ее признания преступной организацией. Но ее бывший президент Иоаннис Лагос до сих пор является независимым депутатом Европарламента, участвуя в работе парламентских комитетов. При этом он одновременно отбывает 13+ лет заключения за руководство преступной организацией после того, как она была признана причастной к убийству антифашистского активиста в Афинах в 2013 году. Поскольку депутаты Европарламента подконтрольны «своим» избирателям, они могут быть отстранены от должности только по специальному решению соответствующих национальных властей. Депутат Европарламента от Италии Лара Коми была признана судом виновной в коррупции и крупном финансовом мошенничестве, но она по-прежнему сохраняет свой депутатский мандат, хотя еще в октябре 2023 года ее приговорили к четырем годам и двум месяцам тюремного заключения. Директор Transparency International EU (признана нежелательной в РФ организацией) Ник Айосса считает, что цифры, собранные в упомянутом расследовании, сильно разнятся с реальностью: «Есть много такого рода информации о депутатах Европарламента, которая так и не стала общедоступной». Можно ли это рассматривать как признак безнаказанности, царящей в брюссельских коридорах? 23 депутата Европарламента, дела которых были доведены до суда, — это всего 3% его численного состава — были осуждены за совершенные преступления. Внутри ЕС ряд (неназванных) стран подвергаются критике за слабый контроль властей в борьбе с нарушениями законодательства и в замалчивании дел, которые считаются слишком чувствительными для местных публичных персон. Другими словами, скандалы не всегда препятствуют политической карьере народных избранников.

Нужно отметить, что после «Катаргейта» кодекс поведения парламентариев и правила процедуры, применимые к ним, были частично пересмотрены. Парламент теперь намерен «активно следить за соблюдением и оценкой нарушений и стремится создать среду нулевой терпимости к любому проявлению коррупции». Лучше поздно, чем никогда? Однако ответственность за надзор по-прежнему лежит на государствах-членах ЕС, а воз и ныне там. Можно сказать и по-другому: «А Васька слушает, да ест».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть