После битвы за Мадрид. Война в Испании и вокруг неё

5 февраля 2024  04:22 Отправить по email
Печать

Взять столицу у Франко не удалось, но эта неудача была компенсирована большим внешнеполитическим успехом. 18 ноября Гитлер и Муссолини признали правительство мятежников, разорвав отношения с Республикой. Валенсия (там временно находилась столица Республики) выступила с инициативой созыва Совета Лиги Наций для обсуждения агрессии Италии и Германии. 12 декабря Совет был созван. Его заседание ничем не кончилось. 28 ноября 1936 г. Франко и Муссолини подписали «антикоммунистический договор», условия которого предполагали оказание взаимной помощи. На случай итало-французской войны Испания обязалась занять благоприятный по отношению к Италии нейтралитет, предоставить ей необходимое ей сырье, а также возможность использования испанской транспортной сети. Со своей стороны, Италия обязалась оказать Франко и военную помощь. Поначалу речь шла о 3-4 тыс. солдат и офицерах. Союзная Италия оказала огромную поддержку Франко — финансами, поставками оружия и посылкой воинских частей. Муссолини открыто говорил, что отправил на Пиренейский полуостров армию, которая освободилась в Абиссинии. Уже в декабре 1936 года в Кадиксе высадилась дивизия итальянского корпуса — около 6 тыс. чел. Официально он назывался Corpo Truppe Volontarie (CTV) — корпус добровольческих войск. За службу добровольцы получали единовременную выплату в 300 лир, ежедневное жалованье 20 лир, плюс 3 песеты от правительства Франко. 7 декабря 1936 г. во главе CTV был поставлен Марио Роатта[1] под именем Манчини.

К началу 1937 года численность этого корпуса (4 дивизии) в Испании составила почти 50 тыс. чел. В ходе боев в Испании итальянцы потеряли 6 тыс. чел. убитыми и до 20 тыс. ранеными. Всего же в 1936-1939 гг. Германия поставила Франко 593 самолета и 250 танков, Италия — 1 тыс. самолетов и 950 танков и бронемашин. Кроме того, немцы отправили науионалистам 700 орудий, итальянцы — около 2 тыс. орудий, 241 тыс. винтовок, 7 663 автомашины, 2 подводные лодки и 4 эсминца. Общая сумма поддержки со стороны Берлина составила 1,5 млрд. марок. Интервенция в Испании обошлась фашистскому правительству в 14 млрд. лир, что равнялось 2/3 бюджета Италии в 1936-1937 гг.

Значительную поддержку мятежникам оказали и США — прежде всего, поставками нефти и автомобилей в долг. Наиболее важными были поставки моторов и автомобилей, особой популярностью у франкистов пользовались американские грузовики. Следует отметить, что испанская республика с самого начала не вызывала симпатий в Вашингтоне. И там, и в Лондоне были довольно единодушно обеспокоены судьбой инвестиций в Испанию общим объемом в 250 млн. долларов. И британских, и американских диплроматов волновал «рост большевистского клияния», и это беспокойство только усилилось после победы Народного Фронта во Франции и в Испании. В июле 1936 года, узнав о том, что оружие получают рядовые жители республики для формирования доброльных подразделений для ее защиты, Государственный секретарь Халл заявил Рузвельту, что это приведет к анархии. Закон о нейтралите формально не касался случая Испании, так как это была гражданская война. Администрация Рузвельта ограничилась введением «морального эмбарго» — производителям и экспортерам оружия и военной продукции рассылались письма Государственного департамента.

Сам Рузвельт на этом этапе европейского кризиса думал лишь о том, чтобы локализовать конфликт пределами Пиренейского полуострова. Моральное эмбарго распространялось на всех участников войны. Оно приняло вид закона только в начале 1937 года, когда соответствующий проект прошел через Конгресс и 8 января был подписан президентом. В реалиях этого времени он, прежде всего, работал в пользу франкистов и их союзников, которые приветствовали его. Посол США в республиканской Испании Клод Бауерс назвал эту политику «сотрудничеством с державами «оси» в войне за уничтожение демократии в Испании». За время войны Техасская нефтяная кампания предоставила Франко кредит без гарантийного обеспечения. Фашистам на льготных условиях было продано и доставлено 1 886 тыс. тонн горючего. Последовало «суровое» наказание — штраф в 25 тыс. долларов. Только в конце войны, в январе 1939 года Рузвельт признал политику эмбарго ошибкой.

В другом крупнейшем экспортёре нефти — Румынии была развернута пропагандистская кампания в пользу франкистов, «Железная гвардия» направила в помощь мятежникам 7 своих активистов, двое из них были вскоре убиты, их тела с почестями доставлены назад, в стране проводились многотысячные демонстрации в честь «павших за Христа». В церемонии похорон приняли участие послы фашистских стран и стран, чьи правительства симпатизировали фашистам, — Германии, Италии, Португалии, Японии, Польши. Поставки горючего Республике задерживались и срывались. С другой стороны, Румыния направила Франко получал также значительные поставки нефтепродуктов (66 278 тонн в 1936 г.; 229 351 тонн в 1937 г.).

Фактически законному правительству Испании на государственном уровне оказали помощь только СССР и Мексика. В этом государстве вообще тепло относились к испанской республике, а после начала мятежа президент Ласаро Карденас, руководитель правящей Национально-Революционной партии, сразу, уже в июне 1936 г., поддержал республиканцев. Мексика оказала республике дипломатическую помощь, и, кроме того, в 1936 году она продала Мадриду 20 тыс. винтовок «Маузер» и 20 млн. патронов к ним. Покупка и фрахт мексиканского транспорта «Magallanes» обошлись в 3,5 млн. песо. С сентября 1936 по сентябрь 1937 года Мексика продала Испании оружия на 8 млн. песо (2,2 млн. долларов) – это были винтовки, патроны, орудия, снаряды, минометы, мины, противогазы и т.д. Конечно, мексиканская поддержка не могла ни в коей степени сравниться по объемам с советской по простой причине отсутствия собственного производства современного вооружения. Большая часть оружия, приобретенного для республиканской армии в 1936-1939 гг., была поставлена именно из нашей страны. Общие поставки составили 648 самолетов, 347 танков, 60 бронемашин, 1 186 орудий, 20 486 пулеметов, 497 813 винтовок, а также патроны, снаряды, порох и т.д. Кроме того, с самого начала войны Советский Союз поставлял нефтепродукты и продовольствие.

После битвы за Мадрид в боевых действиях возник перерыв, который можно было использовать для усиления Республики. Кабальеро продолжил осуществление реформу по созданию регулярной армии. Военному министерству помогал созданный с опозданием Генеральный штаб, а консультативным органом стал Высший Военный совет. Основу армии составили дивизии, состоявшие из трех бригад, каждая из которых должна была иметь пехоту, артиллерию и танки. Для выполнения этой программы нужно было оружие. «Начали приходить суда с самолетами, танками, но всего было мало, — вспоминал корреспондент «Известий» И.Г. Эренбург, — наша помощь не могла сравняться с той, которую оказывали Франко итальянцы и немцы: дело решала география». Географический фактор действительно играл огромную роль. Переход из Неаполя в Барселону при обычных условиях занимал не больше суток. При переброске итальянского экспедиционного корпуса рейс из порта Гаэта на юге Италии до Кадикса под охраной судов ВМФ Италии в ордере занимал 4 суток. В первые два месяца мятежа Муссолини отправил к франкистам 66 транспортов с войсками и техникой. Из СССР переходы были гораздо длиннее и гораздо опаснее. Транспорты с оружием в Испанию получили шифрованное название «игреки». Первоначально они шли из портов Черного моря, затем из Ленинграда и Мурманска. Ко второй половине декабря 1936 года «игреки» доставили 106 Т-26 и 60 бронеавтомобилей разного типа, 40 истребителей И-15 и 31 И-16, 30 бомбардировщиков СБ, большое количество винтовок и пулеметов, артиллерийских орудий и боеприпасов (только патронов русского калибра — 7,62 мм. — 78 535 665).

В сентябре 1936 года в строй франкистского флота вступил тяжелый крейсер «Canarias», в январе 1937 года — однотипный «Baleares». Они начали активно действовать в Средиземном море. Франкистам помогали итальянские и немецкие корабли, которые должны были способствовать политике невмешательства. Республиканский флот был слабо готов к активной современной войне на море, даже его основная база — Картахена — не имела надежной противовоздушной и противолодочной обороны. Между тем необходимо было решать весьма сложные задачи. В октябре 1936 года Советский Союз ответил согласием на предложение испанского правительства принять на хранение золотой запас Республики. В сложившихся условиях Мадрид платил за все золотом. Испания обладала четвёртым по тому времени золотым запасом — 2 367 млн. песет или 783 млн. долларов. 27,4% золота — 174 тонны — ушли во Францию в оплату поставок из этой страны. 13 сентября 1936 года часть оставшегося золотого запаса была переведена республиканским правительством в Картахену, где хранилась в особой пещере. Кроме того, здесь же хранились и 1100 тонн серебра. Так как Картахена фактически стала прифронтовым городом, эсминцы перевезли часть драгоценного запаса (серебро) в Барселону.

Золото отправили в СССР. Негрин, по словам Прието, не мог отправить его ни в США или Англию по причине враждебной позиции этих государств к Республике, ни во Францию, в которой дружественное социалистическое правительство могло быть легко сменено другим, хорошо относившимся к Франко. Организацией перевозок занимался Орлов. Необходимо было секретно перевезти и погрузить 7 900 ящиков с драгоценным металлом. Золото перевозилось в режиме строгой секретности в начале ноября 1936 года на пароходах «Нева», «КИМ», «Кубань», «Волголес» и принималось на хранение только в советском порту. Его общий вес составил 510 тонн. Для прикрытия рейса республиканская эскадра вышла на линию Алжир-Картахена. Погрузка и отправление осуществлялись в режиме полной секретности. Груз был доставлен в Одессу 6 и 9 ноября и принят в присутствии посла Республики в Советском Союзе и служащих Государственного банка Испании.

Насколько это было небезопасно, можно судить по судьбе теплохода «Комсомол», который шел из Поти в Гент с грузом марганцевой руды. 14 декабря 1936 г. он был расстрелян крейсером «Canarias», а команда в течение 11 месяцев находилась в плену у франкистов. В октябре 1937 года команды «Комсомола» и захваченного в мае с грузом продовольствия парохода «Смидович» были переданы франкистами представителям Германии и доставлены теми на немецком пароходе в Вильгельмсхафен. Оттуда их перевезли в СССР. Позже франкисты потопили еще несколько советских пароходов («Катаяма», «Цурюпа», «Макс Гельц»). Их команды в количестве 96 человек были освобождены весной 1939 г. по просьбе итальянского правительства, которое выступило с инициативой по обмену моряков советского торгового флота на 17 своих подданных, арестованных в СССР, а также двух жен итальянцев — советских гражданок (с лишением их гражданства). Свою роль сыграла и германская сторона, которая выступала посредником и также настаивала на освобождении арестованных в СССР 7 германских граждан.

6 апреля 1937 года крейсер «Almirante Cervera» остановил британский коммерческий пароход «Thorpehall», который шел с грузом продовольствия в Бильбао. Рядом находились британские эсминцы «Blanche» и «Brazen», которые откликнулись на запрос о помощи. Дело не дошло до полноценного боя, но франкистский крейсер угрожал оружием британскому торговому и военному флагам. Уже 7 апреля в Лондоне начался скандал, но первым лордом Адмиралтейства был С. Хор. Был собран Правительственный комитет по защите британского судоходства. В комитете возмутились нарушением принципа свободы морей, Болдуин в парламенте заявил, что не потерпит этого и отправит к испанским берегам британские корабли., которые защитят британский торговый флаг, но только не в пределах трехмильной полосы территориальных вод, где право на блокаду признавалось. В британском флоте шутили, что правительство похоже на мамашу, которая разрешает дочке купаться, но запрещает подходить к воде. Бильбао был центром вывоза в Англию железной руды. Он продолжался все время Гражданской войны. В среднем в 1936 году из порта вывозили 51,416 тонн ежемесячно, в 1937 году эта цифра составила 42 тыс. тонн. Франкисты смотрели сквозь пальцы на вывоз в Англию, но старались не допускать в порты Республики груженые суда, которые фрахтовали республиканцы.

В Средиземном море итальянцы часто бомбили британские торговые суда, но британская эскадра не вмешивалась, ограничиваясь только эвакуацией своих подданных из республиканских портов. С июля 1936 по 1937 год в испанских водах было потоплено 125 судов, из которых 48 под английским, 30 — испанским, 9 — французским флагом. Нападения часто совершали «неизвестные» подводные лодки. На самом деле это были корабли итальянского флота. У берегов Испании, по признанию Муссолини, уже в конце 1936 года действовало 7 субмарин. Протесты СССР игнорировались. Но после того, как 31 августа 1937 года итальянцы торпедировали британский эсминец «Havock», вынуждена была вмешаться Великобритания — уже 10 сентября в Нионе (Швейцария) была созвана конференция.

На её открытии Литвинов призвал к принятию мер по защите судоходства от международного пиратства в Средиземном море. Фашистские государства не были бы фашистскими, если бы они не прибегли к привычной уже демагогии. Советский нарком не прошел мимо этого приема: «Есть, правда, шутники, которые настолько низкого мнения об интеллектуальном уровне своих слушателей и читателей, что утверждают, что торговые суда с ценным грузом, а иногда с экипажем пускаются на дно мифическими подводными лодками тех государств, которым эти торговые суда принадлежат, ради одного лишь удовольствия выступать против кого-то жалобщиками. Великий русский писатель Гоголь в своей бессмертной комедии «Ревизор» вызывает гомерический хохот рассказом о том, как в ответ на жалобу одной унтер-офицерской вдовы ревизору, что ее высек местный полицмейстер, последний оправдывался тем, что эта вдова сама себя высекла ради того, чтобы принести на него жалобу. Гоголь, писавший сто лет тому назад сатиру на нравы тогдашней темной России с невежественным, коррумпированным чиновничеством, вряд ли мог думать, что его смехотворный персонаж полицмейстера воскреснет сто лет спустя в Западной Европе».

Так или иначе, но отшутиться Италии не удалось — было принято решение об уничтожении пиратских судов, после чего количество нападений «неизвестных» подводных лодок резко сократилось. Тем не менее итальянцами и франкистами было потоплено 3 и захвачено 3 советских парохода — все без военных грузов и шедших не в испанские порты. Всего в Республику было отправлено 66 «игреков» — 52 в 1936-1937 гг., 13 в 1938 г., и 1 в 1939 г. Падение активности советских морских перевозок совпало с ростом поставок франкистам из Германии и Италии. 29 мая у острова Ивиса (Ибица) произошел неприятный для Республики инцидент. Два бомбардировщика СБ республиканской авиации (с советскими экипажами) атаковали «Deutschland», приняв его за «Canarias». Опознавательные знаки не помогли. Две 50-кг бомбы попали в цель, пробили палубу корабля и вызвали взрыв 150-мм. снарядов. 31 моряк был убит, 110 ранено, крейсер был уведен на ремонт в Германию. На дежурство заступил однотипный «Admiral Scheer». Под предлогом нанесения удара по «Jaime I»» он обстрелял город Альмерия. Линкор находился под прикрытием береговых батарей в Картахене, и немцы ограничились расстрелом неприкрытого порта, выпустив 91 — 283-мм, 100 — 150-мм. и 48 — 88-мм. снарядов. Международная реакция была столь острой, что немецким и итальянским кораблям пришлось покинуть зону патрулирования.

Обратно из портов Республики советские транспорты возвращались, как правило, порожними. Исключением была эвакуация тех, кому в случае прихода фашистов грозила расправа. К концу ноября 1938 года в СССР было вывезено 2848 испанских детей. Республиканский флот не смог удержать контроль над морем, и к концу 1937 года обеспечение безопасности «игреков» стало невозможным. Для того, чтобы ослабить активность флота франкистов, советскими советниками был разработан ряд ударов. В феврале 1938 г. бомбардировщики совершили налет на Балеарские острова и повредили легкий крейсер «Almirante Cervera». 6 марта 1938 года эскадра республиканцев встретилась с крейсерами противника и весьма существенно повредила «Baleares» в артиллерийском бою. Вслед за этим эсминцы атаковали его торпедами и тоже добились попаданий. К ужасу советника Н.А. Питерского командующий республиканским флотом увел корабли на базу и не стал добивать поврежденный крейсер. Дело завершила авиация, лётчикам пришлось дважды совершать налёт. В результате СБ потопили «Baleares» и серьезно повредили «Canarias». Крейсер пришлось буксировать в Италию и ставить там на ремонт.

Поставки оружия из СССР начали осуществлять через Шербур, и их бесперебойность зависела исключительно от капризов французского правительства. Но поставки из СССР все же оставались немалыми. Советские военные специалисты и добровольцы были представлены в авиации, флоте, танковых частях, артиллерии, пехоте и частях специального назначения. Общее число советских граждан, воевавших на стороне Республики, большинством исследователей оценивается в 2-3 тыс. чел., что, конечно, не идет ни в какое сравнение с количеством иностранцев, воевавших за Франко. В 1936-1939 гг. на стороне националистов воевало около 300 тыс. иностранных солдат, включая до 50 тыс. немецких, 150 тыс. итальянских. Кроме воинских частей из Германии и Италии, в Испании на стороне противников Республики сражались наемники и добровольцы из разных стран — около 100 тыс. марокканцев, 20 тыс. португальцев, ирландцы, венгры, финны, русские.

Самыми стойкими и организованными противниками фашистов проявили себя коммунисты, что обусловило и рост влияния и численности партии. В марте 1936 года в рядах КПИ тогда состояло 30 тыс. чел., в середине июля — уже 102 тыс., а в марте 1937 года — 249 140 чел. Наиболее боеспособные части республики — интербригады — к лету 1937 года почти на 60% состояли из испанцев. Распыление кадров добровольцев привело к снижению боевых качеств бригад, а общее положение на фронте вызвало к этому времени и потерю уверенности в конечной победе у бойцов. Тем не менее они продолжали стойко сражаться. С интербригадами могли сравниться лишь подразделения созданные коммунистами. В начале января националисты попытались вновь перейти в наступление под Мадридом. Сюда 6 января была переброшена 1-я бронетанковая бригада комбрига Д.Г. Павлова – 56 танков Т-26 и 10 бронеавтомобилей ФАИ и БА-6. Её появление на фронте сыграло весьма важную роль в отражении атак противника.


[1] Марио Роатта — итальянский генерал, командующий итальянским Добровольческим корпусом в Италии, организатор расправ над гражданским населением на территории Югославии и Италии во время Второй Мировой войны, после окончания которой бежал во франкистскую Испанию, где укрылся от преследований за совершенные преступления.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть