Чем плоха инициатива Совфеда об ограничениях для маркетплейсов

1 февраля 2024  18:59 Отправить по email
Печать

Совет Федерации выступил с достаточно странной и непродуманной инициативой – ввести ограничения для маркетплейсов, чья доля превышает 25% в общем объеме интернет-торговли. Им предлагается запретить открывать новые пункты выдачи. Сенаторы говорят про необходимость обеспечения конкуренции по аналогии с торговыми сетями, где действуют аналогичные правила (не более 25% в регионе). Однако подобная аргументация показывает полное непонимание даже базовых принципов того, как устроена интернет-торговля.

Для начала к цифрам. За 2023 год рынок маркетплейсов вырос практически на 30%. С 5,7 до 7,4 трлн рублей. И темпы роста будут оставаться двузначными еще на протяжении нескольких лет. Из всех онлайн-продаж 57% приходится на маркетплейсы, 30% на продажи магазинами своих товаров, остальное – на классические интернет-магазины.

Сразу следует отметить, что сравнивать интернет-торговлю и офлайн-продажи абсолютно некорректно. Для обеспечения конкуренции вполне логично ограничивать региональную долю торговых сетей, поскольку покупатели направляются в конкретные точки продаж и осуществляют покупки на месте. Что касается онлайн-торговли, то покупки происходят, что логично, в интернете. А в пунктах выдачи происходит лишь получение товара. Помимо этого можно заказать, например, курьерскую доставку. Если тот или иной товар действительно необходим, то покупатель все равно заберет его в пункте выдачи. Просто потратит на это лишние десятки минут своего времени. Либо вовсе от него откажется, так как альтернативы не будет.

Если в городах-миллионниках, где многие магазины занимаются собственными онлайн-продажами, а "Яндекс.Маркет" или "Сбермаркет" еще стараются конкурировать с "Озон" и "Вайлдберриз" теоретически еще можно как-то ограничить долю пунктов выдачи, то что касается большинства других городов, то это нереально. В результате получится, что на одном конце города будет "Озон", на другом – "Вайлдберриз". И гражданам придется тащиться через весь город за тем, чтобы забрать заказ.

Это, в свою очередь, приведет не к росту конкуренции, а к торможению развития интернет-торговли. А это достаточно технологичная сфера, в которой задействованы сотни тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, десятки IT-компаний и, самое главное, граждане могут получить доступ к широкому ассортименту товаров, выбрав наиболее устраивающее их предложение. Ведь внутри маркетплейсов как раз между продавцами происходит самая настоящая конкуренция.

В отличие от стационарных точек продаж ограничить долю покупок в интернете практически невозможно. Для того или иного региона, либо города доля все равно будет сохраняться на одном уровне. Вопрос в объемах. И принятие вышеописанной инициативы затормозит именно рост объемов продаж, но существенно изменить долевые значения будет не в состоянии. Единственное, что может повысить уровень конкуренции – рост эффективности работы того же "Яндекс.Маркета" или "Сбермаркета". Однако обладая бОльшими финансовыми ресурсами, развиваются они гораздо медленнее, чем "Озон" или "Вайлдберриз".

Теперь о проблемах. Естественно, они существуют. Маркетплейсы зачастую навязывают оплату доставки за некачественные товары, не предоставляют возможность отказа от товара. Для продавцов вводят неадекватные штрафы за малейшее нарушение, завышают оплату за услуги хранения, логистики и т.д. Однако все это можно отрегулировать другими мерами. И ограничение на открытие новых пунктов выдачи не только не исправит имеющиеся проблемы, но и, наоборот, может привести к их масштабированию, ведь юнит-экономика маркетплейсов ухудшится.

Что действительно необходимо – так это работать с маркетплейсами с целью продвижения отечественных товаров, занимаясь позитивной дискриминацией. В перепродажах китайского ширпотреба я особо ничего плохо не вижу при условии, что нет российских аналогов. Однако наши товары должны получать преимущества. И маркетплейсы могут здесь стать отличным каналом продвижения и сбыта российской продукции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть