Это, в какой-то степени, сенсационное открытие было сделано в Польше ещё в 2007 году. Тогда казалось, что теперь ошибка исправлена, что она больше повторяться не будет ни в Польше, ни в России, ни где-либо ещё. Однако этого не произошло, к сожалению. Раз за разом, в качестве «аргумента» и «доказательства» одного преступления, интернет-пользователи публиковали фотографию, которая относится совсем к другой трагической истории, случившейся на 20 лет раньше. Одна и та же грубая ошибка современных противников бандеровщины в качестве «аргумента» тиражируется на протяжении длительного периода времени. Причём уже после того, как эта ошибка была обнаружена с приведением бесспорных фактов.
В январе 2024 года такой «аргумент» появился на «Первом канале» российского телевидения. Что не позволяет молча пройти мимо. Именно это важное обстоятельство побудило написать статью по данной теме. Чтобы через 1 век и 1 месяц после страшной трагедии (и в дальнейшем) никогда больше не использовали фото несчастных детей, убитых собственной матерью, в качестве «доказательства» бандеровского преступления.
Многочисленные факты преступлений ОУН (организация, запрещенная в России) и УПА (организация, запрещенная в России) подтверждаются свидетельскими показаниями, правдивыми фотографиями, архивными документами, в том числе оуновскими (организация, запрещенная в России). Поэтому не нуждаются в дополнении сомнительной, заведомо ложной или ошибочной информацией. А если кто-то комментирует эти исторические события, то должен отбросить своё личное «верю не верю», а руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй». И чем больше аудитория у автора комментария или репортажа, тем более тщательная проверка должна быть.
«Ложное описание, настоящее преступление» [1]
Именно под таким заголовком 19 мая 2007 года была опубликована статья в польской газете «Rzeczpospolita». Авторы этой публикации – профессор Дариуш Столя – преподаватель института «Collegium Civitas», историк Института политических исследований Польской академии наук (ISP PAN) и Ада Рутковская – студентка «Collegium Civitas», член научного кружка по новейшей истории.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В настоящее время полный текст статьи недоступен по приведённой ссылке на архив газеты «Rzeczpospolita». Однако оригинальный текст этой статьи на польском языке добавлен в виде фотокопии.
Фото 1. Статья «Fałszywy opis, prawdziwe zbrodnie»
Уже первый абзац, выделенный жирным шрифтом, был категоричен: «Фотография, которая послужила создателю проекта памятника жертвам геноцида, совершённого ОУН-УПА (организация, запрещенная в России), не представляет польских жертв».
Ниже приведены некоторые фрагменты этой статьи. Они важны для понимания сути вопроса и аргументации авторов.
«…Несколько недель назад в СМИ появилось сообщение о планах установки в центре Варшавы нового памятника. «Общепольский Комитет Строительства Памятника Жертвам Геноцида, совершённого ОУН-УПА (организация, запрещенная в России) на польском населении Восточных Кресов», в связи с этим представил проект авторства известного художника-скульптора Мариана Конечного. Он представляет собой стилизованное дерево, к которому прибиты или также привязаны колючей проволокой тела четырёх детей. Прототипом этого шокирующего изображения было размещённое во многих публикациях фото, видимое на обложке альбома «Геноцид УПА (организация, запрещенная в России) на польском населении: документация фотографическая», которое представляем рядом (фото I). Эти публикации подают также место и время представленного преступления – конец 1943 года…».
Фото 2 и 3. Проект упомянутого памятника авторства Мариана Конечного.
Фото 4, 5 и 6. Первоначальный макет памятника польским жертвам ОУН-УПА (организация, запрещенная в России) по проекту М.Конечного.
«… Проект памятника, представляющего тела жертв жестокого преступления, действительно является шокирующим, и, как таковой, может вызвать споры. Однако резкое в своей буквальности навязывание сцены с фотографии является ложным. Фотография, которая стала источником вдохновения для скульптора, не имеет ничего общего с «жертвами геноцида, совершённого ОУН-УПА (организация, запрещенная в России) на польском населении Восточных Кресов». Представленные на ней дети не были поляками, их убийца не имел ничего общего с ОУН (организация, запрещенная в России) и УПА (организация, запрещенная в России) и вообще не был украинцем, а преступление не произошло во время антипольской акции УПА (организация, запрещенная в России) в 1943 г.
Драма 1923 года
Мы утверждаем так, потому что у нас есть неопровержимые доказательства того, что упомянутая фотография – прототип проекта памятника – представляет собой совершенно другое событие. Оно произошло в ночь с 11 на 12 декабря 1923 г., четыре жертвы – это цыганские дети, а убийцей была их невменяемая мать, 32-летняя М.Д. Случай подробно описан в работе, напечатанной в 1928 г. (а, возможно, также, и в тогдашней прессе). Мы наткнулись на эту информацию и фотографию, документирующую её, в другой, более поздней публикации, которая ссылалась на статью 1928 года. Оба текста являются публикациями в области судебной медицины. Первый – это статья «Маниакально-депрессивный психоз в судебно-психиатрической практике», опубликованная в «Психиатрическом ежегоднике» 1928 года. Её автором был Витольд Луневский, многолетний директор учреждения в Творках».
Фото 7. Витольд Луневский (15.01.1881 – 21.01.1943)
«Вторая публикация – это «Справочник судебной медицины для студентов и врачей», изданный в 1948 году Виктором Гживо-Домбровским, профессором Варшавского университета и членом редакционного комитета «Психиатрического ежегодника». Именно тот факт, что убийцей детей была их мать, привлёк внимание учёных. Несчастная женщина убила четверых детей в отчаянии после ареста мужа и распада цыганской группы, в которой она до сих пор жила, будучи убеждённой, что им грозит неминуемая голодная смерть. На следующий день она обратилась в полицию. По распоряжению суда она была помещена в психиатрическую лечебницу, где у неё был обнаружен «психоз безумия» („psychozę szałowo-posępniczą" - польск.), сегодня мы бы сказали о тяжёлом случае депрессии. Как пишет Луневский, её поступок «был психопатологической попыткой совершения расширенного самоубийства, которое больная не довела до конца».
Фото 8. Виктор Гживо-Домбровский (15.08.1885 – 21.12.1968)
«Обе упомянутые публикации содержат фотографии с места преступления. В «Справочнике судебной медицины» размещена фотография, которую мы обозначили номером II. Она не является такой же самой, как фотография номер I. Читатель заметит, что фотография І является её зеркальным отражением. Фотография, размещённая в работе Луневского, которую мы обозначили номером III, является другой фотографией – она, несомненно, представляет ту же сцену, но сфотографирована немного с другой стороны. «Ужасающая картина этого преступления была сфотографирована следственным управлением» – пишет Луневский – и, вероятно, было сделано несколько фото с разных ракурсов. Возможно, что в судебных или полицейских архивах сохранились и другие фотографии этой сцены. Кроме того, фотография I отличается от остальных диагональными линиями, которые несколько комментаторов ошибочно приняли за колючую проволоку. Это, вероятно, следы изгибов первоначальной фотографии или царапины на негативе».
На фотокопии статьи из газеты «Rzeczpospolita» плохое качество приведённых фотографий. Но даже здесь на фото I видны следы изгибов на фото. В статье на сайте этого издания описанная в тексте разница между тремя фотографиями была отчётливо видна.
Далее Дариуш Столя и Ада Рутковская идут «По следам легенды фотографии». В этой части своей статьи они пытаются дойти до источника, который первым дал ошибочное (или ложное?) описание фото. Авторы достаточно подробно рассматривают этот вопрос, двигаясь от одной публикации к другой, пытаясь получить ответ на этот вопрос у людей, которые могут дать такой ответ.
Авторы статьи не смогли найти ответ на первоисточник ошибочного описания фото. Поэтому они в центре страницы крупным, жирным шрифтом написали: «Неизвестно, кто и когда начал представлять ложно описанную фотографию как доказательство преступления над поляками в 1943 году. Следующие люди в цепочке, которые её распространяли, действовали, не подозревая об этом».
«По следам легенды фотографии» авторы приходят к такому выводу: «…Наши респонденты были последним звеном более длинной цепи. Неизвестно, кто и когда начал представлять фотографию в качестве доказательства преступления на поляках в 1943 году, что следующие люди в цепочке уже только дублировали. Даже автора или авторов этой ложной интерпретации не следует сразу подозревать во лжи (хотя нельзя этого исключить). Он мог не знать, откуда взялась фотография, и связать её с какой-то услышанной историей. Многие люди с Юго-Восточных Кресов II Речи Посполитой видели в то время такие чудовищные сцены, что добавление к ним ещё одной ужасной фотографии могло показаться им очевидным… ».
В заключительной части статьи её авторы пишут: «Следует подчеркнуть, что, хотя представленное рядом с фотографией является ложным доказательством преступления, совершённого УПА (организация, запрещенная в России) на поляках, есть достаточно много других достоверных доказательств этих преступлений: документов и отчётов польских, украинских и немецких, описывающих тысячи убийств беззащитных гражданских лиц разного пола и возраста, массовых захоронений, скрывающих останки жертв, а также фотографий, столь же ужасающих, как изображение повешенных детей. Ещё живы, хотя с каждым годом их всё меньше, очевидцы резни и зверств. Сохранением и сбором многих таких доказательств мы обязаны исследователям-любителям из Кресового окружения, которые делали это с чувством миссии, из-за обязательства памяти, несмотря на большие препятствия. На протяжении более сорока лет коммунистического правления эта тема была табу; соответствующие учреждения не проводили исследований и расследований, не собирали документы. Свидетели вымирали, многие молчали из страха за свою жизнь и жизнь своих близких, течение времени стирало память. Случаи ошибочных выводов историков-любителей были неизбежны в этих условиях».
После этого авторы статьи напоминают про начало академических исследований данной темы и упоминают профессиональных историков, противопоставляя их общественным деятелям: «… Для историка XX в.[5] ответ на вопрос, помнить ли и увековечивать ли эти события и их жертвы, очевиден: они заслуживают уважение и память. Народ – это сообщество памяти и забвения, но мы не думаем, что «политика забвения» помогала примирению между людьми и народами. Важные события прошлого следует вспоминать и увековечивать, даже если это трудно и болезненно. Открытый и непростой вопрос – как это делать. Мы надеемся, что случай с ложным памятником будет напоминать о необходимости сотрудничества в этой области защитников Памяти и представителей Правды».
Эффект разорвавшейся бомбы
Эта публикация в газете «Rzeczpospolita» произвела очень мощный, ошеломляющий эффект не только в Польше. На территории б. УССР фрагменты этой статьи перепечатали различные издания, выдернув из контекста только то, что их устраивало, без некоторых важных выводов авторов статьи, добавив свои комментарии.[6]
На украинских политических интернет-форумах, в популярном в тот период «Живом журнале» творилось что-то невообразимое. Это был триумф сторонников бандеровских идей. Они упивались своей «перемогой», глумились над памятью жертв геноцида, совершённого ОУН (организация, запрещенная в России) и УПА (организация, запрещенная в России). Основная масса однотипных публикаций и комментариев сводилась к тому, что если это фото с «кресовым веночком» ложное, значит и все остальные факты преступлений украинских националистов по отношению к полякам – это ложь. Что поляки таким образом разжигают межнациональную рознь, «раздирают раны» в польско-украинских отношениях и т.д. А оппоненты из б. УССР и из России в этих бесконечных спорах на различных интернет-площадках ничего не могли противопоставить. Многие из них просто не соглашались с польскими авторами статьи и, тем более, с современными украинскими националистами. Считали её какой-то провокацией, направленной против установки в Варшаве памятника польским жертвам ОУН и УПА (организации, запрещенные в России).
Ещё бы, вдруг выяснилось, что на одной из самых известных или даже на самой известной фотографии с «жертвами бандеровцев», запечатлены дети, которых убила сумасшедшая мать! И случилось это за 20 лет до Волынской резни.
Патриотическим кругам в Польше, Кресовянам было не просто смириться с этим открытием. Ведь данная фотография в 2000-х годах была уже широко распространена. Её неоднократно напечатали в различных книгах и даже на обложке фотоальбома. Фото с этими повешенными детьми использовалось на сайтах, его постоянно публиковали интернет-пользователи, комментируя, что дети на снимке были убиты бандеровцами. Фотографию использовали для баннеров, с которыми выходили на демонстрации. А в 2003 году, в 60-ю годовщину «Волынской резни», в городе Перемышль был установлен памятник жертвам бандеровцев, на котором были изображены повешенные дети.
Фото 9. Памятник на военном кладбище в Перемышле с изображением повешенных детей
В 2008 году была удалена часть памятника с изображением повешенных детей. Хотя были люди, выступающие против этого демонтажа.
Фото 10. Памятник на военном кладбище в Перемышле без этого изображения (с 2008 года)
Теперь был нанесён болезненный удар в самое сердце – в памятник польским жертвам бандеровского геноцида, который планировалось установить в Варшаве, и проект которого совсем недавно представили общественности.
Скорее всего, так случайно совпало, что практически сразу после этой презентации проекта памятника вышла статья в газете «Rzeczpospolita». Но вполне можно представить причину бурной реакции Кресовян. Пожилых людей, уцелевших во время «Волынской резни», стариков, которые с оружием в руках в составе самообороны или Крестьянских батальонов сражались против боевиков УПА (организация, запрещенная в России). Бандеровцы жестоко убивали их самых близких людей, соседей. Они видели трупы детей со следами зверских пыток, снимали трупы детей со штакетников заборов, видели трупы младенцев со снятыми скальпами или разрубленные топорами. Видели обездвиженные, в том числе путём привязывания к деревьям, и обезображенные пытками тела убитых поляков. И много чего ещё видели, что хотелось бы забыть. Но эта травма Геноцида [7] сопровождает их на протяжении всей жизни.
И вдруг эти "нападки", как тогда казалось Кресовянам, на их святое – на память о невинных жертвах украинских националистов, на их памятник в столице Польши. Подливали масло в огонь «Союз украинцев в Польше», «Газета Выборча», которая известна своими специфическими публикациями по теме польско-украинских отношений в годы Второй мировой войны, по теме геноцида поляков.
Тем не менее, эмоции не помешали сделать правильные выводы. После вновь открывшихся обстоятельств, описанных в статье, «Общепольский Комитет Строительства Памятника Жертвам Геноцида…» внёс изменения в проект памятника. С него были убраны повешенные дети.
Фото 11. Проект памятника польским жертвам ОУН-УПА (организация, запрещенная в России) в Варшаве после изменений
Но этот памятник, даже по видоизменённому проекту, не был установлен в Варшаве и никогда не появится там. 13 марта 2015 года умер полковник Ян Невиньский – председатель «Кресового Движения Патриотического»[8] и «Общепольского Комитета Строительства Памятника». Не успев завершить это важное дело. Без активного полковника Невиньского данный проект окончательно затух. На радость врагам в Польше и за её пределами.
Фото 12. Полковник Ян Невиньский (27.12.1920 – 13.03.2015)
Следует отметить, что после 2007 года в публикациях в Польше неоднократно затрагивали эту трагическую историю декабря 1923 года – про детей, которых убила их мать-цыганка. И эту очень известную фотографию в Польше уже не публикуют с подписью, что на снимке показаны жертвы бандеровцев. Зато в России, к сожалению, время от времени эта фотография тиражируется с ложной подписью.
Как бы можно понять – человек, который далёк от этой темы, лишь наслышан о зверствах украинских националистов, вдруг встречает фотографию с ошибочной подписью. Он сразу некритично и безоговорочно принимает эту информацию за чистую монету. Ведь бандеровцы совершали нечто подобное и даже более жуткие преступления! Вот интернет-пользователь и размещает небольшую публикацию на своей странице в социальной сети или оставляет комментарий в какой-то группе (на чужой странице). А когда кто-то другой укажет на ошибку в подписи к фото, у этого интернет-пользователя включается защитная реакция. Он не верит человеку, указавшему на грубую ошибку.
Однако совершенно неожиданно было увидеть эту фотографию с ошибочной подписью в программе «Человек и закон» на «Первом канале». В сюжете с громким названием «Историческая правда», который вышел в эфир 19 января 2024 года.[9] Журналисты программы, которые разбираются в сложных, запутанных историях, проводят невероятные расследования, снимают отличные репортажи. И вдруг такая нелепая, досадная, и в то же время, грубая ошибка, НЕ правда в сюжете «Историческая правда»...
Фото 13. Скрин с экрана. "Человек и закон". Фрагмент от 19.01.2024
Когда автор настоящей статьи в мае 2007 года прочитал статью «Ложное описание, настоящее преступление» в польской газете «Rzeczpospolita», тоже с трудом верил прочитанному. Это действительно было похоже на атаку с целью недопущения установки в Варшаве памятника польским жертвам ОУН и УПА (организации, запрещенные в России). Хотя статья написана корректно, рассуждения и выводы выглядят логично, авторов нельзя обвинить в предвзятости. Плюс они сослались на обнаруженные источники информации с бесспорными аргументами.
Возможно, что единственный небольшой недочёт той публикации заключался в том, что её авторы не опубликовали копии страниц упомянутых документов и не привели ссылки на источники – где именно хранятся упомянутые издания. Были опубликованы лишь фотографии из двух изданий, на которые ссылались.
Однако в тексте упоминались названия этих изданий. Что позволило начать их поиск. Хотя и не сразу, лишь 15 января 2008 года, но удалось получить копии страниц этих изданий. С этого дня вообще не осталось никаких вопросов и сомнений.
Чтобы подобных сомнений не было и у других людей, которые прочтут настоящую статью, ниже в ней описывается трагическая история декабря 1923 года и приводятся копии страниц изданий с упоминанием этого убийства детей их матерью.
Повторюсь, в Польше данная тема освещена достаточно подробно. В России об этом писали гораздо меньше. Но тоже, в целом, хорошо известна история происхождения этой фотографии.
В настоящей публикации предпринята попытка собрать в одном месте копии документов, которых очень не хватало в статье 2007 года. Хочется верить в то, что увидев эти копии, интернет-пользователи не будут спорить с очевидными фактами. И каждый адекватный человек согласится с тем, что фотография, опубликованная в специализированном польском издании в 1928 году, никак не может иллюстрировать любые события более позднего периода, в том числе 1943 года.
Тот факт, что бандеровцы жестоко убивали детей, женщин, стариков (не только польских, но и украинских!), никому не даёт права иллюстрировать эти преступления фотографией, описывающей совсем другое событие. О котором хорошо известно.
«СПАСЕНИЕ» ДЕТЕЙ ОТ ГОЛОДНОЙ СМЕРТИ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ
В это не верится. Это несправедливо, чудовищно и жестоко. Но именно так поступила душевнобольная мать со своими четырьмя детьми в ночь с 11 на 12 декабря 1923 года. Она убила дочерей Зофью (6 месяцев) и Брониславу (5 лет), сыновей Антони (3 года) и Стефана (7 лет).
На некоторых польских ресурсах встречается информация о том, что самая первая, совсем короткая, информация об этой трагедии была опубликована 16 декабря 1923 года в местной радомской газете «Słowo». Копию этой газеты пока не удалось найти. А остальные материалы по данной теме представлены ниже.
На страницах 23-24 издания «Rocznik Psychjatryczny» за 1928 год опубликованы 2 фотографии и такой текст:
«Прим. 4. (см. фотогр. Nr 3 и 4).
М.Д.[10] 32-х летняя цыганка, в ночь с 11 на 12.XII. 1923 г. повесила на дереве в поле четверых своих собственных детей в возрасте от 6 месяцев до 7-ми лет. На следующий день после этого происшествия Д. сама обратилась в полицию. Д. мотивировала свой поступок таким образом, что, оставшись после ареста её мужа и рассеивания цыганской банды, к которой принадлежала, без средств к жизни, хотела спасти своих детей от голодной смерти. Трудности сбора данных, касающихся личности и прошлого Д., которая всю свою жизнь провела кочуя, влияли на то, что материал следствия не отобразил должным образом психопатологических свойств обвиняемой. Сам характер преступления натолкнул суд к выводу подвергнуть её психиатрическому наблюдению. Наблюдение в учреждении подтвердило, что Д. в целом умственно ограниченная, что остаётся в состоянии, впрочем не очень глубокой, депрессии, связанной с апатией, она заторможена, случаются зрительные галлюцинации и говорит бред, что дьявол заставил её повесить детей, а сейчас, вероятно, на её собственную жизнь. Д. была признана невменяемой и интернирована в Учреждение. Около года Д. оставалась в Учреждении в состоянии почти неизменном. Безумно-мрачный (szałowo-posępniczy) характер её психического страдания проявился только в момент взрыва типового безумного возбуждения, которое началось в середине 1926 и продолжается до сих пор, хотя уже значительно слабеет. Не подлежит сомнению, что Д. совершила преступление в состоянии меланхолического уныния, которое, однако, в период его продолжения не отмечалось достаточно выразительно и носило видимость физиологической эмоциональной реакции. Преступное деяние цыганки Д. было психопатологической попыткой совершения расширенного самоубийства, которое больная не довела до конца».
В интернете любой желающий может найти в электронных библиотеках копии этого сборника, прочитать его и скачать файл.[11]
Фото: 14-19. Копии страниц из сборника «Rocznik Psychjatryczny» за 1928 год. Одни и те же страницы, но из разных экземпляров сборника, сделанных в разное время
В 1948 года эта история была ещё раз упомянута. На странице 407 «Справочника судебной медицины для студентов и врачей»[12] была опубликована фотография 58 с подписью «Повешение четверых детей психически больной матерью». А в оглавлении этого сборника, на странице 933, в списке рисунков под номером 58 приведена такая же подпись.
Фото 20-23. Копии
Заключение
На примере этой фотографии с повешенными в 1923 году детьми хорошо видно, что при изучении тех или иных исторических событий необходимо очень внимательно и критически относиться к источникам информации. Проверять их и перепроверять. С этим снимком и его описанием после 2007 года достаточно было сделать простейшие поисковые запросы или поиск по картинке. Это предотвратит распространение ошибки (лжи), позволит избежать неприятных ситуаций и не попасть в глупое положение.
Даже через 16,5 лет после обнаружения ошибочной подписи к фотографии польскими историками Дариушем Столя и Адой Рутковской, через 101 год после этой трагедии, снова и снова встречаются случаи использования данного фото в качестве доказательства преступлений бандеровцев. Тиражируется одна и та же грубая ошибка, которая ранее была разобрана! А на справедливое замечание, с аргументацией, что ЭТО ОШИБКА, некоторые интернет-пользователи реагируют неадекватно. Обвиняют в распространении пропаганды, навешивают ярлыки.
Выдавая эту фотографию за факт бандеровского преступления, люди совершают глупость, выставляют себя на смех. Глупцы те, кто, несмотря на изложенные факты, и далее будут рассказывать про жертв бандеровцев на этом фото. Например, лишь потому, что они не верят. Подлецы те, кто пишет, говорит, пытается доказать, что раз к этой фотографии сделана ошибочная подпись, то значит и остальные фотографии такие же, преступлений украинских националистов не было, а поляки таким образом разжигают межнациональную вражду между «братским» украинским и польским народами.
Этих глупцов и подлецов объединяет одно – методы нацистской геббельсовской пропаганды. Один из примеров такой пропаганды приведён ниже, в самом конце рассматриваемого вопроса. И он тоже связан с этой же фотографией!
Через 10 дней после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз на территории оккупированной Польши, в газете «Новый Курьер Варшавский» (№154 от 2 июля 1941 года), в правом нижнем углу страницы 1 была опубликована небольшая заметка, которую дополнили фотографией с детьми, повешенными матерью в 1923 году. В некоторых польских публикациях упоминали эту немецкую фальшивку. Но без копии страницы. В российском сегменте интернета ранее не встречалось упоминание про неё. Заметка называется «Так сражаются большевики».[13]
Текст такой:
«Фотографию выше нам предоставил один из наших читателей, участник польско-большевистской войны. Отряд польских войск в 1919 году в селе под Волковыском сделал страшное открытие. На дереве увидели висящие трупы четырёх детей и их матери (на фотографии не видна). Это была семья польского солтыса, который сбежал от большевиков. Большевики отомстили ему таким зверским способом».
Фото 24-25. Копия страницы 1 газеты «Новый Курьер Варшавский» (№154 от 2 июля 1941 года)
Тогда, в 1941 году, польское подполье очень быстро установило, что на фотографии отражено совсем другое событие. После войны на установление истины ушло намного больше времени. Однако в 2007 году это произошло. Через 101 год после разыгравшейся драмы пора уже оставить этих невинных детей в покое, а в истории с этой фотографией ПОСТАВИТЬ ТОЧКУ.
P.S. Очень важно для всех нас, чтобы авторы упомянутого сюжета программы «Человек и закон» от 19.01.2024 г. признали свою ошибку в одном из ближайших выпусков. И чтобы в эфире «Первого канала» телезрители видели историческую правду, без кавычек и без таких ошибок.
Ссылки:
[1] «Fałszywy opis, prawdziwe zbrodnie». Под таким заголовком 19.05.2007 г. была опубликована статья в польской газете «Rzeczpospolita». Интернет-адрес статьи: https://archiwum.rp.pl/artykul/682921-Falszywy-opis-prawdziwe-zbrodnie.html
[2] Название Комитета на польском языке: «Ogólnopolski Komitet Budowy Pomnika Ofiar Ludobójstwa Dokonanego przez OUN-UPA na Ludności Polskiej Kresów Wschodnich».
[3] Оригинальные названия упомянутых статей в специализированных изданиях. Первая статья – «Psychoza szałowo-posępnicza w kazuistyce sądowo-psychiatrycznej». Вторая статья – «Podręcznik medycyny sądowej dla studentów i lekarzy».
[4] Оригинальный текст в центре страницы, выделенный более крупным и жирным шрифтом: «Nie wiadomo, kto i kiedy zaczął przedstawiać fałszywie opisane zdjęcie jako dowód zbrodni na Polakach z 1943 r. Następne osoby w łańcuchu, które je upowszechniały, działały nieświadome tego, w dobrej wierze».
[5] ХХ в. – так в оригинале статьи. Хотя она написана и опубликована в 2007 году – в XXI веке.
[6] Например, «Львiвска газета» опубликовала статью «Расшатанное мифологическое древо». Её переведённый на русский язык текст размещён на сайте «ИНОСМИ»: https://inosmi.ru/20070601/234780.html
[7] «Trauma Ludobójstwa» – так это словосочетание пишется на польском языке.
[8] «Kresowy Ruch Patriotyczny».
[9] Сюжет «Историческая правда». Фото демонстрируется на 11:46 - 11:50: https://www.1tv.ru/shows/chelovek-i-zakon/syuzhety/istoricheskaya-pravda-chelovek-i-zakon-fragment-vypuska-ot-19-01-2024
[10] М.Д. – Марианна Долиньская.
[11] «Rocznik Psychjatryczny»: organ Polskiego Towarzystwa Psychjatrycznego, 1928, z. 7.
В Главной библиотеке Гданьского Медицинского университета в формате DJVU: https://pbc.gda.pl/dlibra/doccontent?id=53110
В Ягеллонской библиотеке – в хорошем разрешении, в формате PDF: https://www.jbc.bj.uj.edu.pl/dlibra/publication/908155/edition/871842/content
[12] «Podręcznik medycyny sądowej: dla studentów medycyny i lekarzy». Warszawa: Lek. Inst. Nauk. – Wydaw., 1948. – 958 s., il.
[13] «Nowy Kurier Warszawski», 1941, nr 154 (2 lipca): https://polona.pl/preview/9f75efca-b52f-4eee-810c-d8da35f51161
Источники фото:
Фото 4. Витольд Луневский – http://dulag121.pl/pruskoviana-type/fotografia/
Фото 5. Виктор Гживо-Домбровский – http://teatranatomiczny.wum.edu.pl/wiktor-grzywo-dabrowski/
Фото 6 и 7 (и другие фото) – Открытые источники.
Фото 12. Полковник Ян Невиньский – https://3obieg.pl/apel-plk-jana-niewinskiego/
Комментарии читателей (0):