Грузия. Мечта сбылась наполовину

Специалист по новейшей истории Фёдор Макухин для REX
22 января 2024  00:04 Отправить по email
Печать

Для правящей партии Грузии 2023 год закончился успешно. В «Грузинской мечте» празднуют победу. Мечта наконец-то сбылась. Многолетние усилия по евроинтеграции увенчались промежуточным успехом: Грузия получила желаемый статус страны-кандидата в Евросоюз.

«Сегодняшний день войдет в историю Грузии как день торжества, заслуженной победы гордого и достойного грузинского народа. С сегодняшнего дня Грузия стала европейской страной![1]», — гордо заявил председатель правительства Ираклий Гарибашвили на митинге в Тбилиси 15 декабря.

Получению данного статуса предшествовал долгий и упорный торг по поводу условий интеграции. Надо отметить, что Грузия сумела добиться многого на переговорах с Брюсселем, сумев и свои интересы продвинуть, и желаемый статус обрести. Как ей это удалось?

Основными условиями, выдвигаемыми Евросоюзом к Грузии, стали деполяризация политической системы, устранение влияния олигархов на политику и обеспечение свободы в медиапространстве. Требовалось также провести судебную реформу и обязать судей учитывать позицию Европейского суда по правам человека при принятии решений. Помимо официально зафиксированных условий, Брюссель предъявил ещё и ряд неформальных требований: прежде всего осуществлять курс на максимальное отдаление от России и присоединиться к антироссийским санкциям.

Тем не менее, несмотря на давление ЕС, Грузии удалось сохранить и даже улучшить отношения с Россией. Грузинские официальные лица неоднократно подчёркивали, что Грузия не будет присоединяться к антироссийским санкциям, поскольку это не отвечает грузинским национальным интересам. Динамично развиваются и внешнеторговые отношения: так, товарооборот между странами вырос в 2021-м году на 23%, а в 2022-м аж на 52% и превысил 2,4 млрд долл. К тому же в 2023-м Грузия вышла на первое место по поставкам в Россию тихих вин, оттеснив на второе место Италию. Также в мае минувшего года между РФ и Грузией было восстановлено прямое авиасообщение, закрытое с 2019-го года.

Что касается политических условий, выдвигаемых ЕС, то здесь с самого начала было очевидно: главные требования абсолютно невыполнимы. Предполагаемая «деполяризация» означает налаживание диалога с политической оппозицией. Между тем отношения между властью и оппозицией в Грузии уже с самого начала носили антагонистичный характер. Ещё во время своего правления бывший президент Грузии Михаил Саакашвили жестоко разгонял протестные митинги, закрывал оппозиционные телеканалы, преследовал неугодных политических деятелей. Но потом, когда элита поменялась, и к власти пришла ранее оппозиционная «Грузинская мечта», уголовные дела были возбуждены уже против самого Саакашвили, который был приговорён к шести годам заключения за превышение служебных полномочий и в настоящее время отбывает срок. Под давлением ЕС правящая партия неоднократно пыталась наладить диалог с оппозиционным «Единым национальным движением», но все эти попытки были обречены на неудачу. В ЕНД выдвигали требования, неприемлемые для властей: прежде всего - освобождение Саакашвили.

С другим направлением – деолигархизацией тоже возникли проблемы. Соответствующий законопроект был принят в парламенте во втором чтении, но вызвал серьёзную критику у оппозиции. В оппозиции считают, что данный закон перекроет возможности бизнесу финансировать оппозиционные партии и СМИ, в то время как основатель и неформальный куратор правящей «Грузинской мечты» бизнесмен Бидзина Иванишвили в качестве олигарха зафиксирован не будет. А после того как законопроект раскритиковала Венецианская комиссия при Совете Европы, в парламенте решили отклонить данный закон в третьем чтении.

Тем не менее на некоторые уступки руководство Грузии всё-таки пошло. 22 июня президент Грузии Саломе Зурабишвили приняла решение о помиловании известного оппозиционера, основателя оппозиционной телекомпании «Главный телеканал» Ники Гварамия, и уже в тот же день оппозиционер вышел на свободу. Также под давлением ЕС правящая партия отказалась от принятия закона об иноагентах, который изначально сама же и инициировала. Уступки скорее символичные, чем существенные, и руководство Евросоюза они вроде бы не впечатлили. Во всяком случае глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель констатировал в сентябре, что Грузия выполнила лишь три из двенадцати требований, необходимых для получения статуса страны-кандидата[2]. Однако, уже два месяца спустя, Еврокомиссия рекомендовала Грузии предоставить статус, а 14 декабря Европейский Совет на саммите ЕС в Брюсселе принял положительное решение.

А что же всё это значит для России? Ничего хорошего эта история России не сулит. Ведь, когда Грузия станет полноправным членом Евросоюза, то это будет означать присоединение к полному пакету антироссийских санкций, закрытие прямого транспортного сообщения, и как следствие разрыв хозяйственных связей и удорожание логистических цепочек. Поддерживая интеграционные устремления Грузии, ЕС по сути пытается использовать эту страну в своей антироссийской политике. Конечно, статус страны-кандидата ещё ничего не гарантирует. Стоять в европейском предбаннике можно долго. Руководители обеих сторон будут и дальше спорить, торговаться, выдвигать условия и прочее. Но в конечном итоге Грузия войдёт в состав ЕС. Ведь уже на прошедшем этапе обращает на себя внимание удивительно-лёгкая сговорчивость европейских чиновников. В Брюсселе не стали настаивать на реальном выполнении всех выдвинутых условий, включая такие ключевые моменты как деполяризация и деолигархизация политической системы. Напротив, после неоднократных требований выполнить указанные условия, европейские чиновники сдались и фактически закрыли глаза на невыполнение собственных требований. Это говорит о том, что Евросоюз заинтересован в Грузии даже больше, чем Грузия в Евросоюзе. И, конечно, определяющим фактором в этой истории становится геополитика.

Евросоюзу так нужно интегрировать в себя Грузию, потому что нужно оторвать её от России. Шахматная игра на мировой доске включает в себя не только военную, но и политико-экономическую составляющую. Опасаясь укрепления позиций России в Закавказье, Евросоюз пытается расширить своё влияние в этом регионе. И, если Армения пока ещё остаётся членом ОДКБ и ЕАЭС, то вхождение Грузии в Евросоюз закрывает для неё интеграционные возможности с Россией. В условиях продолжающейся борьбы за Украину, Запад одновременно активизирует борьбу за Закавказье, пытаясь выдавить отсюда Россию. Тем более что Закавказский регион всегда был весьма значимой клеткой на мировой шахматной доске.


[1] https://www.ng.ru/cis/2023-12-17/1_8904_status.html?ysclid=lras2jwu71388745019

[2] https://www.kommersant.ru/doc/6397778

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть