Москва и Тегеран перед прорывом к стратегическому партнерству

16 января 2024  09:14 Отправить по email
Печать

Между Москвой и Тегераном состоялось сразу два телефонных разговора. Глава МИД России Сергей Лавров переговорил со своим иранским коллегой Хосейном Амиром Абдоллахияном, а министр обороны России Сергей Шойгу с иранским коллегой Мохаммадом Резой Аштиани. Такой дуэтный диалог в телефонном формате между двумя странами - редкость. Но он мотивирован ситуацией и обстоятельствами, которые складываются в бассейне Красного моря после военной атаки США и Великобритании в Йемене и развитием событий в Газе, и сторонам необходимо проводить консультации относительно не только вопросов сотрудничества, но и в обеспечении региональной безопасности. Тем более, что в первых числах декабря прошлого года в Москве с визитом побывал президент Ирана Ибрахим Раиси.

Это обусловлено тем, что контакты на высшем и высоких уровнях между сторонами происходят постоянно. За последнее время президент России Владимир Путин четыре раза посещал Иран, а бывший президент Ирана Хасан Роухани приезжал в Россию три раза. Причем международные площадки стали привычным местом для проведения встреч Путина и нынешнего президента Ирана Ибрахима Раиси. Традиционно главы России и Ирана обсуждают международные и региональные проблемы.

Что касается торгово-экономического двухстороннего сотрудничества, то стороны движутся навстречу друг другу практически по всем направлениям, имеют общие большие инфраструктурные проекты. Здесь также нужно напомнить, что Иран стал полноправным членом ШОС, а с января 2024 года членом БРИКС. Таким образом, в нынешней чрезвычайно сложной международной обстановке диалог между Москвой и Тегераном на других уровнях и в разных форматах важен.

Но в отношениях между двумя странами существуют внешне не очень заметные нюансы. Так по итогам упомянутых телефонных переговоров стороны анонсировали подготовку к подписанию «большого договора». Дело в том, что разговоры об этом договоре ведутся давно, с лета 2020 года. Тогда иранская сторона предложила проект всеобъемлющего договора о стратегическом сотрудничестве на 20 лет. В июле 2022 года помощник президента РФ Юрий Ушаков заявлял, что Россия и Иран планируют вывести двухсторонние отношения на новый уровень стратегического партнерства. Спустя месяц стало известно, что внешнеполитические ведомства Ирана и России обменялись проектами долгосрочного всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве. При этом Тегеран заявлял, что подписание договора» стоится ещё до конца 2022 года». Потом образовалась пауза. В марте 2023 года Абдоллахиян говорил, что стороны завершат работу над проектом документа в апреле. МИД России уточнял, что «договор о стратегическом партнерстве РФ-ИРИ практически готов». В октябре прошлого года на встрече в формате «3+3» (Иран, Россия, Турция, Армения, Азербайджан, Грузия) Лавров указывал, что соглашение подготовлено на 85%, но эксперты отмечали, что «при недостаточной проработке документа в случае нормализации связей одной из стран с Западом обязательства по договору могут стать обременительными». И вот теперь стороны вновь вернулись на исходные позиции. Что происходит?

Да, есть подводные камни. Прежде всего, я хочу обратить внимание на появившееся в России заявление по итогам телефонных разговоров между Москвой и Тегераном в российском оборонном ведомстве: «Стороны подчеркнули приверженность основополагающим принципам российско-иранских отношений, включая безусловное уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга, что будет подтверждено в готовящемся к подписанию Большом межгосударственном договоре между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран». Если бы этот текст в такой редакции был размещен в готовящемся документе, куда бы ни шло. Но в контексте сложившейся ситуации упор на принципы «уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга» наводят на вопрос: «А что, разве сейчас отношения между Россией и Ираном строятся на иных позиция?».

Это - отголоски скандала, который возник в конце июля 2023 года, когда в тексте заявления по итогам состоявшегося в Москве шестого министерского заседания Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива было заявлено, что министры поддерживают международные усилия по достижению мирного решения спора, касающегося трех островов — Большого Томба, Малого Томба и Абу-Муса. Но этими островами, которые полностью контролируют выход из Персидского залива в Индийский океан, фактически с 1971 года владеет Иран, хотя это оспаривают ОАЭ, считая их частью эмирата Шарджа. Спустя несколько часов, выступая по иранскому национальному телевидению, Абдоллахиан говорил следующее: «Пока мы поддерживаем наши двусторонние и многосторонние отношения с этими странами, мы никогда не позволим России или Китаю думать, что наш единственный выбор — это они». В связи с этим в МИД Ирана был вызван российский посол Алексей Дедов, который подчеркнул, что Москва уважает территориальную целостность Ирана, что подтвердил Лавров в телефонном разговоре с иранским коллегой. И все же не очень афишируемое напряжения между странами все же сохранялось, что сказалось на практической подготовке договора к подписанию.

У Москвы было свое отношение к закрытым переговорам Ирана с США по ядерному соглашению. Лавров не раз говорил, что окончательное решение относительно возобновления ядерной «сделки» должны принять не Иран и США, а все участники соглашения, включая Россию и Китай. Есть разногласия и в отношении решения сирийской и палестинской проблем. Не все просто и в Закавказье. Но ситуация с «врагами» и «друзьями» на Ближнем Востоке меняется быстро. К примеру, еще недавно переговоры между Эр-Риядом и Тегераном казались бесперспективными, но теперь все иначе. Тем более, что у Ирана и России есть много общих моментов: транспортный коридор «Север-Юг», сдерживание Запада и борьба с ее санкциями, работа в ШОС и БРИКС.

Сама ситуация как в мировой, так и в региональной политике формирует запрос в Москве и в Тегеране на вывод двустороннего сотрудничества на стратегический уровень. Путин и Раиси заявляли, что отношения между двумя странами должны быть «стратегическими», а не «кратковременными или позиционными», создавать ощущаемую всеми синергию во взаимодействии. Стратегическое партнерство Ирана с Россией может гарантировать сохранение его территориальной целостности, а России позволит еще больше усилить позиции на Ближнем Востоке. Да и сам фактор того, что министерство бороны России также анонсирует подготовку завершение работы над соглашением о стратегическом сотрудничестве, очень многозначителен. Особенно сейчас, когда Иран пытаются окружить «дугой конфликтов». Если подписание такого документа действительно состоится в ближайшее время, то отношения между Россией и Ираном приобретут новое качественное и долгосрочное содержание, что станет во многом определять ход событий на Ближнем Востоке.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Calm47
Карма: 75
16.01.2024 15:47, #50549
Стратегическое партнерстсво это когда стратегические цели и задачи государств совпадают, или очень близки. Ничего подобного не наблюдается. За годы войны в Сирии стало очевидным, что стратегические цели России и Ирана мягко говоря не совпадают, а порой прямо противоположны. А другое просто невозможно с государством религиозного фанатизма. Россия и Иран могут и должны сотрудничество во многих вопросах. Но Иран не более как временный партнер, а не стратегический партнер. Иран ставит задачу распространении своего шиитского доминирования во всем регионе. Без агрессивного силового воздействия эта цель не достижима. Россия будет ему в этом помогать? Тогда она станет врагом в глазах арабских сунитсках государств региона и потеряет влияние в регионе, как это уже раз произошло по глупости внешней политики большевиков. Сейчас Лавров с мастадонтами МИДа вспомнил молодость и идет на повторение? Надеюсь, что это не станет печальной реальностью.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть