Иран официально объявил об открытии консульства Армении в Тебризе. Это заявление было сделано главой МИД Ирана Хоссейном Амиром Абдоллахианом на пресс-конференции с армянским коллегой Араратом Мирзояном в Ереване. По его словам, «мы надеемся стать свидетелями официального открытия этого генерального консульства в Тебризе в первые недели нового года (новый год по иранскому календарю начнется 21 марта 2024 года)».
Вообще тема открытия консульства Армении в Тебризе муссировалась давно. Этот вопрос обсуждался еще во время визита президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в Ереван в конце 2007 года. Ее решение обосновывалось необходимостью расширения торгово-экономического экономического и финансового сотрудничества между двумя странами и с целью облечения работы армянским грузоперевозчикам в организации эффективного импорта и экспорта товаров. Но в условиях нерешенного карабахского конфликта Азербайджан болезненно воспринимал укрепления и расширение армяно-иранских отношений, считая, что Армению необходимо «держать в заложниках региональной транспортной и другой политики». Тогда этот проект был сорван из-за нежелания или неготовности Ирана идти на обострение отношений с Азербайджаном и Турцией. Плюс к этому и то, что определенные силы в Иране считали, что консульству Армении в Тебризе, который является древнейшей столицей Азербайджана и где нет армян, делать нечего. По мнению иранских азербайджанцев это «ошибочный шаг, который может привести к серьезному протесту азербайджанского населения».
После победоносной для Азербайджана второй карабахской войны, когда встала проблема разблокирования региональных коммуникаций, Баку инициировал обсуждение открытия так называемого Зангезурского (Сюникского) коридора, чтобы выйти через территорию Армении на прямое сообщении с нахичеванским эксклавом и в Турцию. Иран выступил против, подозревая, что со временем Азербайджан может аннексировать эту территорию. Летом 2023 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «Зангезурский коридор обязательно будет открыт, хочет того Армения или нет».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не случайно Иран пошел на открытие своего консульства в Капане (центр Сюника-Занзезура), прямо на границе с Азербайджаном. При этом в Ереване не делали особых секретов из того, что «открытие консульства Ирана в Капане может обусловлено политическими целями по увеличению в этом регионе геополитической важности иранской стороны». Теперь после открытия консульства Армении в Тебризе, как считает иранский эксперт по проблемам Кавказа, член института IRAS Вали Каледжи, «появляется мост «Тебриз и Капан», а точнее, открываются новые ворота для развития отношений Тегеран - Ереван».
Дело не только в новых перспективах в развитии ирано-армянских отношений. Каледжи констатирует, что в «регионе резко меняется геополитика», и что «из-за санкций Запада против России будет углубляться сотрудничество Иран - ЕАЭС, следовательно, Иран - Армения, поэтому открытие консульств необходимо для скорейшего решения транзитных вопросов». По его же словам, речь идет и о выстраивании одного из основных маршрутов коридора «Персидский залив - Черное море», он отметил, что Армения, в отличие от Азербайджана, «имеет возможность торговать по льготным таможенным пошлинам с ЕС и может увеличить объем армяно-иранского товарооборота до одного миллиарда долларов». В то же время турецкий информационный портал Haber 7 считает, что таким образом «Иран и Армения бросают вызов всему тюркскому миру». Почему?
Дело в том, что обозначенные на Ближнем Востоке китайский и индийский транспортные коридоры, в которых заглавная роль отводится Саудовской Аравии и Израилю, стали обходить Турцию, а по так называемому Срединному коридору, связывающего Азербайджан и Турцию, стал заметно снижаться грузопоток. Поэтому шансы Турции использовать своё геостратегическое значение, чтобы стать мостом между ЕС с одной стороны и странами Кавказа — Центральной Азии и Китаем с другой, снижаются. Не случайно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о планах создания альтернативного торгового коридора и рассматривает возможность совместного использования проекта «Дорога развития Ирака» в качестве альтернативного маршрута.
Наконец, есть международный транспортный коридор Север — Юг, в котором также участвует Индия. Другие ключевые игроки — это Иран и Россия, через территорию которых пролегает этот маршрут. Турция также могла бы подключиться к этому коридору, поскольку имеет общую границу с Ираном, но пока не спешит этого делать. Поэтому предполагаемый коридорный разворот Иран в сторону Армении начинает восприниматься в Турции как «бьющий по ее интересам» и нельзя исключать того, что Анкара и Баку в ближайшее время могут инициировать более активное обсуждение проблем Зангезурского коридора и нормализацию отношений с Арменией.
То, что страны региона стремятся развивать собственные варианты маршрута из Азии в Европу, каждый из которых конкурирует друг с другом, явление естественное. Так, Армения и Иран через Сюникскую область хотят построить коридор «Персидский залив — Черное море», который должен стать частью торгового маршрута из Индии в Европу. Дорожные сети этого пути начинаются в иранских портах на берегу Персидского залива, а затем через Сюникскую (Зангезурскую) область и остальную Армению ведут к грузинским черноморским портам. Азербайджан и Турция предлагают свою альтернативу ирано-армянскому маршруту — «Зангезурский коридор». Он может связать Турцию не только с центральными регионами Азербайджана, но и даст выход к странам Центральной Азии через Каспийское море. Также за счет коридора Азербайджан хочет наладить железнодорожное сообщение со своим нахичеванским эксклавом через Сюникскую (Зангезурскую) область. Но главное, чтобы такая конкуренция обходилась без вооруженных конфликтов, что, увы, часто бывает, потому что на отношения между странами региона накладывается непростое общее исторические прошлое.
Комментарии читателей (0):