Газета Jerusalem Post сообщила, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что намерен ввести закон, который заставит чиновников, участвующих в обсуждениях вопросов национальной безопасности, проходить проверку на полиграфе. Он сообщил, что многие детали обсуждений в правительстве стали достоянием прессы:
«У нас эпидемия утечек, и я не готов продолжать в том же духе, это явление утечек невыносимо, и я не знаю ни одной страны в мире, где это происходит. Поэтому мне было поручено продвигать закон, гласящий, что каждый, кто посещает обсуждения правительства или вопросов безопасности, будет подвергнут проверке на детекторе лжи».
Но парадокс как раз в том, что израильские СМИ транслировали фрагменты закрытого заседания правительства , транслируя на всю страну гневную дискуссию между некоторыми членами правительства и армейскими чиновниками. Так стало известно, что между Нетаньяху и министром обороны Йоавом Галантом возникли разногласия на фоне сообщений о запрете премьер-министру и руководителям Моссада и Шин Бет присутствовать на заседании военного кабинета. Израильский веб-сайт Walla также сообщил, что заседание израильского мини-кабинета завершилось после резких разногласий между главой администрации Герцегом Халевии и рядом министров из-за формирования команды по расследованию событий седьмого октября прошлого года, что побудило Нетаньяху отменить встречу, которая была запланирована для обсуждения послевоенного этапа. В этой связи лидер израильской оппозиции Яир Лапид расценил утечки информации с заседания израильского кабинета как «позор и доказательство серьёзности правительства, возглавляемого Биньямином Нетаньяху».
Действительно до этого израильские СМИ рассказывали «в третьем лице» об обостряющемся споре в правительстве по поводу продолжения войны против Газы и о переговорах с палестинцами об освобождении израильских заключённых. Теперь они пишут, что «правительство раскалывается, а министры бойкотируют еженедельное заседание, а все внутренние разногласия сразу вылезаю наружу». В итоге согласно проведённому опросу популярность возглавляемой Нетаньяху партии «Ликуд» падает. 64% оценивают общую работу Нетаньяху как неудовлетворительную, и почти половина из опрошенных ответили, что оценивают работу премьер-министра как «совсем не хорошую». В то же время растёт популярность «Национального лагеря», возглавляемого министром Бенни Ганцем и его называют «наиболее подходящим человеком для главы правительства».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но общественное мнение в Израиле непостоянно и внимание к Ганцу приковывается больше со стороны СМИ, хотя сейчас действует несколько факторов, о чём пишет во французском журнале Lopez исследователь социальных наук в Иерусалиме Жака Бендлак. По его словам, война Израиля с ХАМАС «со всей силой восстановила разногласия, главным образом, между сторонниками создания великого Израиля и сторонниками решения о создании двух государств». По его мнению, именно на этом главном направлении «в израильском национальном консенсусе образовались трещины, появились сильные сомнения в том, что Нетаньяху управляет конфликтом в условиях борьбы между правыми и левыми, когда процент правых возрастает, а израильтяне рассматривают войну как экзистенциальную угрозу уже своему государству». Вот поэтому демонстрация солидарности с войной в Газе очень быстро трансформировалась в конфронтацию между сторонниками и противниками Нетаньяху. Первая команда предполагает возможность соглашения о прекращении огня и освобождения заложников, в то время как другая команда поддерживает войну любой ценой до ликвидации ХАМАСА. Поэтому у Нетаньяху остаётся только один важный ресурс: использовать войну с ХАМАС так, чтобы не только сохранить своё правительство, но обозначить то, что можно по тактическим соображениям объявить победой, попытаться втянуть в конфликт США, и только после этого идти на выборы.
При этом только попутно разбираться в обстоятельствах нападения ХАМАС 7 октября и в неготовности к этой акции со стороны спецслужб Израиля с потенцией выставить себя в роли «жертвы изменившихся поветрий в спецслужбах Израиля и США». Не случайно Нетаньяху и на последнем заседании правительства столкнулся с требованиями выяснить, кто виноват в нападении ХАМАС. Ранее он публично обвинил в этом службу безопасности и разведки страны, которая якобы не предупредила его о намерении ХАМАС начать войну. Смысл этой острой интриги по версии Wall Street Journal в том, что «Нетаньяху борется исключительно за своё политическое выживание, а спецслужбы Израиля за свою репутацию». Это как раз тот самый стержень, вокруг которого в Израиле фактически раскручивается острый политический кризис.
Его признаки просматриваются и на внешнем контуре. Сегодня с визитом в Израиль в формате своего ближневосточного турне прибывает государственный секретарь США Энтони Блинкен. До этого Тель-Авив посетил посланник президента США Байдена Амос Хохштейн. Он услышал от Нетаньяху, что «Израиль привержен фундаментальным изменениям на своей границе с Ливаном». После этого The Washington Post написала, что «Вашингтон опасается, что Нетаньяху может пойти на обострение конфликта с «Хизбаллой» ради своего политического выживания», что является признанием сохраняющегося политического влияния в Израиле Нетаньяху. Что касается Блинкена, то в ходе своих предыдущих встреч с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом, королем Иордании Абдаллой II и премьером Катара он выступил в необычной роли и стал их предупреждать о том, что «палестино-израильский конфликт может расшириться, дать метастазы, что приведёт к дальнейшему снижению безопасности и увеличению страданий».
Казалось бы, в такой ситуации США могли бы сами повлиять на события, объявить о прекращении военной и политической по поддержки Израиля. Но, похоже, они теряют контроль над ситуацией, а Натаньяху удается превращает Байдена в год выборов в США в своего «заложника».
Нетаньяху сейчас в сложном положении и взвешивает все «за» и «против», ведя борьбу сразу на нескольких фронтах. Сейчас сложно судить, куда он больше смотрит- вперед или назад. По ходу событий он может быть отстранен от власти, но может ее и укрепить, ведь как не крути, но война с ХАМАС застала его на самом взлете, когда он готовил новый курс во внешней политике страны. Сейчас для Израиля решающее историческое время.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):