Прогнозы многих арабских экспертов о том, что в начале 2024 года «главные события на Ближнем Востоке могут начаться в Ливане», начинают сбываться. Правда, они связывали это с намечающимся визитом в Бейрут посланника президента США Джо Байдена, старшего советника госдепартамента по энергетической безопасности Амоса Хохштейна. По данным американских СМИ, ему вменяется в обязанность «охладить атмосферу, чтобы предотвратить распространение войны из Газы на юг Ливана» после убийства в Дамаске советника Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана Сейеда Рази Мусави. Но вслед за этим в начале года последовала террористичееская атака Израиля уже на пригород Бейрута, в результате которой был убит член руководства ХАМАС Салиль аль-Арури. По данным британского издания The Guardian, Салех, как и Мусави «являлись связывающими звеньями в отношениях с «Хезболлой». В свою очередь The New York Times со ссылкой на высокопоставленных американских чиновников утверждает, что «эти два тайных нападения, осуществлённые Израилем взаимосвязаны». Причём Израиль впервые с 2006 года нанёс воздушный удар по югу Бейрута, что можно квалифицировать и как акт вооружённой агрессии против суверенного Ливана. Но что за всем этим стоит?
Пока на поверхности следующие важные моменты. Госсекретарь США Энтони Блинкен отложил визит в Израиль с конца этой недели на начало следующей, и по некоторым данным, готовит новую переговорную повестку. Приостановлены переговоры между Израилем и ХАМАС по мирному соглашению. ХАМАС распорядился прекратить все переговоры по освобождению заложников. Теперь все озабочены предотвращением дальнейшей эскалации на севере Израиля с вовлечением Ливана и «Хезболлы»,которая обещает отомстить за смерть аль-Арури. В случае реализации таких замыслов в конфликт могут втягиваться и другие страны региона, и тогда Газа станет всего лишь одним из фронтов.
В этой связи ливанский политолог Фейсал Абдель Сатер предполагает, что «удар мести по Израилю не обязательно будет наноситься с территории Ливана». По его словам, «новые события могут начаться в Красном море, и пылающий фронт против Израиля станет расширяться, потому, «Хезболла» будет иметь слово в этом процессе». Сам же Израиль предполагает, что по его территории могут быть нанесены удары ракетами большой дальности. В то же время, как пишет турецкое издание Haber 7, «Анкара также встревожена заявлениями главы внутренней разведывательной службы Израиля Шин Бет Ронана Бара о том, что высокопоставленные официальные лица ХАМАС в Катаре и Турции тоже будут убиты». Турция, получившая сведения от своей разведки за несколько часов до убийства аль-Арури в Бейруте, успела провести массовые аресты «агентуры «Моссада» в Стамбуле.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что дальше? Канцелярия премьер-министра Израиля сообщила, что Биньямин Нетаньяху попросил министров своего правительства не комментировать убийство аль-Арури. Ливанский премьер Наджиб Микати призвал все заинтересованные стороны оказать давление на Израиль с тем, «чтобы заставить его прекратить нападения на Ливан с целью втянуть страну в очередной виток военной конфронтации вопреки прилагаемым усилиям по предотвращению такого сценария». Такого же мнения придерживается и президент Франции Эммануэль Макрон, который провёл телефонный разговор с израильским министром Бенни Ганцем, в ходе которого он подчеркнул, что «следует избегать любого эскалационного поведения, особенно в Ливане». Официальные СМИ Ирана сообщили, что «мученическая смерть лидера ХАМАС аль-Арури повысит мотивацию сопротивления Израилю». Более «тонкое» заявление сделал Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антонио Гутерриш, предупредив всех прямых и косвенных участников происходящих событий о том, что «риск ошибочных расчётов будет возрастать».
Пока ясно то, что Израиль ведёт на Ближнем Востоке «игру» по-крупному и переводит войну с ХАМАС на новую стадию. Конечно, всё это будет иметь последствия, как для региона в целом, так и для Израиля в частности. Других выводов у нас пока нет.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):