Впервые после полуторагодичного перерыва состоялся контакт на высоком уровне военачальников Китая и США. Он прошел в режиме видеоконференции и в русле договоренностей лидеров двух стран – председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена, достигнутых в ноябре на встрече в Сан-Франциско. Глава американского Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) генерал Чарльз Браун позвонил начальнику Объединенного штаба Центрального военного совета (ЦВС) КНР генералу Лю Чжэньли. То есть между собой провели разговор начальники генеральных штабов двух армий. При этом американский только в сентябре вступил в должность, сменив в плановом порядке бывшего шефа ОКНШ генерала Марка Милли, а китайский военачальник очень может быть, что вскоре номинируется на должность министра обороны КНР, которая остается вакантной после отставки предшественника Ли Шанфу. Проявившие повышенную разговорчивость по сравнению с китайскими коллегами, американские «информированные лица» из Пентагона пояснили, что разрабатывается целый график контактов, преимущественно телефонных, но возможны и визиты, а также обмены делегациями. Официально заявленная цель – управление противоречиями двух стран, чтобы они не привели к конфликту, а разрешались в «цивилизованном» порядке. Ч. Браун также пояснил, что первоочередными задачами американская сторона считает подготовку консультативного Военно-морского соглашения, а также установление коммуникаций между военными командованиями США в Индо-Тихоокеанском регионе и НОАК в Восточной и Южной зонах.
К сожалению, военные далеко не всегда могут «занести хвосты» за политиками, хотя намного лучше них понимают последствия недопониманий и нестыковок, способных сорваться в вооруженную конфронтацию. Напомним, что разрыв диалога оборонных ведомств двух стран произошел в результате провокационной поездки на Тайвань тогдашнего спикера палаты представителей Нэнси Пелоси; прекращение военных контактов было одной из встречных мер китайской стороны, наряду с массированными учениями вокруг острова. Формально эти противоречия приглушены, но никуда не исчезли. США не собираются менять свою политику в отношении Тайваня и отказываться от концепции «стратегической двусмысленности», в соответствии с которой принцип «одного Китая» признается на бумаге, но при этом продолжается накачка китайского региона – Тайваня, фактически находящегося в статусе американской колонии, разнообразными вооружениями.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кроме того, можно привести достаточно обширный список региональных противоречий между вооруженными силами США и Китая, ответственность за который без сомнения несет американская сторона, что бы по этому поводу ни говорили в Белом доме и Пентагоне. Возлагать ответственность на китайскую сторону можно было бы лишь в том случае, если бы военная деятельность НОАК осуществлялась где-нибудь у тихоокеанского побережья США, в район штатов Калифорния, Орегон или Вашингтон. На деле это американский 7-й флот с основным базированием в японской Йокосуке самим фактом своего присутствия создает угрозу протяженному китайскому океанскому побережью, защита которого требует от КНР весьма напряженной оборонной политики.
По порядку. Во-первых, сама «индо-тихоокеанская» концепция США наделена фундаментальным смыслом агрессивного «сдерживания» Китая. У нее две стороны. С одной из них, ВМС США сохраняют возможности если не контролировать проливы между океанами, прежде всего Малаккский, то однозначно создают угрозу не только военному, но и гражданскому, торговому транзиту этими морскими путями. Между прочим, через Малаккский пролив проходит до 60% мировой торговли и около двух третей китайского импорта энергоносителей из зоны Персидского залива. Китай предпринимает усилия для сухопутного обхода опасных для себя акваторий через порты и трубопроводы, идущие из Пакистана (порт Гвадар) и Мьянмы (порт Ситтве в Ракхайне), но на маршрутах транзита и там, и там американцы провоцируют конфликтные зоны нестабильности. То есть китайское командование хорошо понимает, что в случае обострения проливы могут быть перекрыты, транзитные порты – разрушены, а альтернативные маршруты дестабилизированы военными действиями. Не факт, что у них это получится, но попытаются – несомненно. С другой стороны, «индо-тихоокеанская» стратегия США нацелена на Индию, чтобы путем вовлечения ее в систему альянсов с Вашингтоном не допустить примирения с Китаем и разрешения существующих между странами противоречий. Здесь у США имеются проблемы. Несмотря на перманентную напряженность на китайско-индийской «линии фактического контроля», реализовать антикитайский потенциал в полной мере Дели Вашингтону не позволяет. Да и в США крайне недовольны тем, что Индия не оправдывает надежд на закрепление в американской орбите и не торопится обгонять Китай в конкуренции в интересах Запада.
Во-вторых, особую ставку в регионе США делают на Юго-Восточную Азию (ЮВА), «подбивая клинья» к объединению АСЕАН. Только в этом году Вашингтон «окучил» Вьетнам и Филиппины. В Ханой с визитом Байден отправился прямо с саммита «двадцатки» из Дели, а президент Филиппин сам прибыл в США с визитом. Китаю пришлось принимать экстренные меры, и Си Цзиньпин недавно лично отправился во Вьетнам с государственным визитом, нивелируя последствия вояжа туда американского президента. С темой АСЕАН тесно переплетается тема Южно-Китайского моря (ЮКМ), акватории, которую Пекин справедливо считает решающей с точки зрения национальной и военной безопасности, поэтому всячески обустраивает ее в военном отношении, сохраняя территориальные противоречия с теми же Вьетнамом и Филиппинами. Точки соприкосновения региональных игроков нащупываются и отыскиваются, но США всячески вставляют палки в колеса, пытаясь разыгрывать карту АСЕАН против Китая. В целом в объединении весьма скептически относятся к попыткам внерегиональных игроков, к которым относится Вашингтон, влиять на отношения между странами региона. Но кое-что у американцев получается, в частности, третий год фактически блокируется участие в саммитах АСЕАН Мьянмы, где у власти находится антиамериканский военный режим, сохраняющий лояльность Пекину и Москве. Формально США «цепляются» к строительству Китаем искусственных островов, на некоторых из которых размещаются ВПП, хотя сами максимально расширяют островную систему военного базирования; в частности, существенно увеличены масштабы использования американскими ВВС и ВМС соответствующих баз филиппинской армии. На северном стыке ЮКМ находится Тайвань, который отделен от Филиппин проливом Лусон, и на одноименном филиппинском острове, в 200 км от мятежного китайского острова, дислоцированы американские военные.
Наконец, в-третьих, все более острой точкой напряженности между Китаем и США становится Корейским полуостров. Как и в случае с Украиной, реально за нарастающим давлением Сеула на КНДР стоит Вашингтон, который неизменно становится инициатором крупнейших, все более частых учений, в том числе с ядерной легендой. Формальный предлог, под которым США явочным порядком протаскивают нуклеаризацию Южной Кореи и Японии, — ракетно-ядерная программа Пхеньяна, ответственность за развертывание которой на самом деле несут сами США, отказавшиеся предоставлять КНДР гарантии безопасности и постоянно выступающие с угрозами «сменить режим». Формально Китай дистанцирован от этого потенциального конфликта, фактически же скорее всего существует система закрытых договоренностей, охватывающих не только Пекин с Пхеньяном, но и Москву. КНДР – важный узловой пункт континентальной обороны от агрессивных поползновений со стороны морской державы – США, которая в отсутствии надежных пунктов сухопутного базирования на материке делает ставку на морскую и воздушную военную мощь, привязанную к «непотопляемым авианосцам», будь то Япония, Филиппины или Юг Корейского полуострова. Интенсивность встреч на высшем уровне, на уровне глав военных и внешнеполитических ведомств Вашингтона, Токио и Сеула позволяет говорить о создании на Дальнем Востоке тройственного альянса противников России и Китая, который в экспертном сообществе уже именуют «восточной НАТО».
Следует напомнить, что вблизи границ КНДР находится одна из двух основных точек базирования атомных подводных лодок (ПЛА) российского Тихоокеанского флота, расположенная во Владивостоке.
Переговоры генералов Лю Чжэньли и Ч. Брауна прошли вот на этом фоне, и совсем не случайно китайский НГШ обратил внимание собеседника на основные озабоченности Пекина в вопросах стратегической стабильности и безопасности, которые системно игнорируются Вашингтоном.
Важным условием является также то, чтобы американская сторона действительно уважала коренные интересы и главные озабоченности Китая, сосредоточилась на продвижении практического сотрудничества и укреплении взаимопонимания, подчеркнул генерал Лю, добавив, что США надлежит соблюдать осторожность в словах и поступках. И предупредил генерала Брауна, что Китай считает Тайвань одной из своих провинций и не исключает силового решения тайваньского вопроса.
Разумеется, это произойдет в случае попыток Вашингтона пересечь начерченные Пекином красные линии, подтолкнув тайваньских марионеток к провозглашению «независимости» от материка. Американская сторона по итогам переговоров сосредоточилась, как уже отмечалось, на процедурных вопросах – какие контакты, сколько, как и когда, уклонившись от содержательного обсуждения сказанного. Сигнализирует ли это о готовности новых военных властей США более объективно и непредвзято посмотреть на ситуацию в АТР, или Вашингтон попросту пропускает сигналы Пекина мимо ушей – увидим.
Комментарии читателей (0):