Изменения в закон о банкротстве хороши, но не затрагивают концептуальные проблемы

Партнёр NOVATOR legal Group Илья Сорокин специально для REX
21 декабря 2023  14:03 Отправить по email
Печать

Верховный суд хочет повысить порог для входа в процедуру банкротства компании. Цель - снизить нагрузку и повысить эффективность процедуры банкротства. Поправки в федеральный закон о банкротстве и Арбитражный процессуальный кодекс уже разработаны и законопроект поддержан пленумом Верховного суда. О том, что значат предлагаемые изменения, REX рассказал партнёр NOVATOR legal Group Илья Сорокин.

В целом предложенный законопроект заслуживает сдержанно-положительной оценки. Но и то только лишь скорее с технической точки зрения. Базово он направлен именно на снижение соответствующей нагрузки на судебную систему и, в ряде случаев, придание законодательной силы ранее сложившимся подходам на уровне разъяснений высших судов и судебной практики при рассмотрении банкротных дел.

Ранее на ИА REX: Повышение суммы долга для банкротства юрлиц обусловлена двумя причинами

О первом свидетельствует, например, предлагаемый механизм рассмотрения требований кредиторов и ряда иных вопросов без проведения судебного заседания с вынесением судом лишь резолютивной части определения по итогам такого рассмотрения.

Увеличение минимальной суммы неисполненных требований кредитора к должнику, при достижении которой первый вправе обращаться в суд за возбуждением дела о банкротстве второго, назрело давно. В текущих экономических реалиях такое её увеличение до 2 млн руб. (а по отдельным категориям должников и выше), на первый взгляд, кажется обоснованным, однако требует «обкатки» на практике. Очевидно, что кредиторам, размер требований которых не будет дотягивать до указанного порогового значения, придётся искать созаявителей для обращения в суд, что может увеличить их соответствующие издержки.

Унификация сроков на апелляционное обжалование и подхода к дальнейшему кассационному обжалованию судебных актов по обособленным спорам, с одной стороны, упростит жизнь судей и практикующих юристов, но, с другой стороны, может увеличить общий срок рассмотрения дела о банкротстве — особенно по делам со значительным количеством обособленных споров. В делах о банкротстве крупных промышленных предприятий или кредитных организаций количество таких споров может иногда достигать нескольких десятков, а то и сотен.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Отдельно хочется отметить, что в случае принятие законопроекта в предложенной редакции на законодательном уровне будет закреплено право заявления возражений относительно требований кредиторов лицами, не имеющим объективной возможности предъявить требования к должнику, но обосновавшими вероятность их предъявления в будущем, а также право обжалования арбитражным управляющим и кредиторами судебных актов, на которых основаны требования кредиторов, в порядке пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам.

Всё же предлагаемый законопроект не затрагивает активно обсуждаемые сегодня в банкротном сообществе концептуальные проблемы действующего законодательства о банкротстве: чрезмерная продолжительность процедур банкротства в целом и их крайне низкая эффективность с точки зрения размера погашаемых требований кредиторов, общая проликвидационная и прокредиторская направленность соответствующего правового регулирования и практики его применения (вплоть до уровня Верховного Суда), малоэффективность и затянутость процедуры наблюдения, невысокий уровень государственной пошлины за подачу заявления о возбуждении дела о банкротстве и, например, привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, что позволяет активно злоупотреблять соответствующими механизмами недобросовестным участникам хозяйственного оборота, и другие.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть