Еще совсем недавно в арабских СМИ шла активная дискуссия на тему «Есть ли у России роль в арабском мире?». Во многом она была связана с развитием украинского кризиса, в котором арабские страны заняли нейтральную позицию, заявляя, что «обе стороны являются друзьями арабских стран». Некоторые из них предлагали даже посредничество, стать площадкой для проведения мирных переговоров. Лига арабских государств (ЛАГ), объединяющая более 20 стран, создала даже контактную группу в связи с ситуацией на Украине. В Москве, как говорил замглавы МИД России Михаил Богданов, «с уважением отнеслась к проявлению арабскими странами позиции в связи с украинским конфликтом», но это сковывало маневренность российской дипломатии на арабском направлении, чем активно пользовалась дипломатия США и их западных партнеров. «Арабские страны подверглись серьёзному давлению со стороны Запада, настаивавшего на том, чтобы они заняли определённую позицию в отношении кризиса на Украине и осудили военные действия России, рассчитывая, что будут участвовать в изоляции России», — заявлял глава ЛАГ Ахмед Абу аль-Гейт.
Что касается России, то для того, чтобы начать в регионе «крупную игру», необходимо было, во-первых, обозначить там свои серьезные интересы. Во-вторых, помимо ресурса двухстороннего сотрудничества с отдельными странами найти опору в более широком региональном механизме взаимодействия. Наконец, должны были появиться новые условия, которые выставляли потребность арабского мира для дрейфа в сторону России как наиболее конструктивного внерегионального игрока.
Они, кстати, и появились в результате ошибок и просчетов Вашингтона в отношении войны Израиля с ХАМАС, что обозначило быструю девальвацию политики США на Ближнем Востоке. Как констатирует один популярных новостных сайтов ОАЭ «24. ae», «быстро произошло невероятное: на Ближнем Востоке изменилась атмосфера вокруг войны на Украине, а война между Израилем и ХАМАСом привела к появлению разногласий между странами региона и США, когда политические и другие аргументы Запада против России стали просто пустым звуком». Так в арабском мире образовался «дипломатический вакуум», который стала быстро заполнять Россия.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сначала состоялся визит президента России Владимира Путина а ОАЭ и в Саудовскую Аравию. Теперь успешно прошел визит глава МИД России Сергея Лаврова Марокко, где он принял участие в заседании Российско-арабского форума сотрудничества, возобновившего работу после четырехлетнего перерыва, что, по словам главы МИД Марокко Насера Бурита, «выводит взаимодействие между арабскими странами и Россией на новый уровень». По его же словам, теперь «мы заинтересованы повысить диалог до стратегического уровня, сформировать «дорожную карту» партнерства».
При этом важно напомнить следующее. Предыдущее заседание на уровне глав МИД стран РАФС прошло в апреле 2019 года в Москве и было самым масштабным за всю историю существования этого формата. Тогда в Москву прибыли дипломаты из 14 арабских стран. Но встреча в Марокко побила рекорд по числу представительства: в Марракеш прибыли высокопоставленные представители России и еще 15 стран: Палестины, Ирака, Сомали, Судана, Саудовской Аравии, Туниса, Бахрейна, ОАЭ, Йемена, Катара, Мавритании, Египта, Ливии, Ливана и Союза Коморских Островов. Не случайно и то, что накануне Лавров выступил с инициативой созвать международную конференцию по ближневосточному урегулированию, в которой бы принимали участие все пять членов Совбеза ООН, а также представители Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Как выразился глава МИД России, это «единственный путь к тому, чтобы проблема разрешилась навсегда».
Главное было в том, что Москва всегда выступала за то, чтобы Лига арабских государств активно работала с ближневосточным квартетом как полноправный участник мирного процесса, обозначая известные императивы ближневосточного урегулирования в усилиях урегулирования проблем своего собственного региона. «Такой подход уже позволил, в частности, добиться выхода на договоренности о восстановлении отношений между Ираном и Саудовской Аравией, ускорить процесс комплексной нормализации между Сирией и ее арабскими соседями за счет возвращения Сирии в Лигу арабских государств», — подчеркнул уже в Марракеше глава МИД России.
В целом же, у участников состоявшего форума стало складываться стремление перевести на постоянную основу работу Российско-арабского форума по экономике и культуре. В этом формате можно решать конкретные задачи и реализовывать различные общие и отдельные проекты по широкому комплексу торгово-экономических вопросов. Отныне, как отметил Лавров, наращивание взаимодействия с арабскими странами является одним из «безусловных приоритетов российской внешней политики».
Сейчас в среднесрочном плане главная задача арабских стран — избежать ситуации, когда они могут быть прямо или косвенно втянутыми в какой-либо новый региональный конфликт. Тем более, что межконфессиональный разлом в регионе частично совпадает с геополитическим разломом. В этих условиях России и арабские страны должны ориентироваться на долгосрочное сотрудничество в сфере безопасности, и в сфере экономического развития. С учетом достигнутого прорыва в Марокко эта идея приобретает дополнительную актуальность. Начало этому процессу заложено.
Комментарии читателей (1):