Ситуация в районе Красного моря развивается стремительно. После того, как глава Пентагона Ллойд Остин объявил о создании многонациональных сил для защиты судоходства в Красном море на фоне участившихся нападений йеменской группировки «Ансар Аллах» стали происходить внешне «странные», но совпадающие события. Первое: хуситы совершили две атаки на коммерческие суда в южной части Красного моря, сообщило Центральное командование США. Танкер с химическими веществами и нефтью «Swan Atlantic» был атакован беспилотником и противокорабельной баллистической ракетой, запущенной из районов, контролируемых хуситами в Йемене.
Почти одновременно у берегов Сомали было захвачено «неизвестными злоумышленниками» торговое судно. Это - первый захват коммерческого судна сомалийскими пиратами после захвата «Ареса – 13» в 2017 году. Все это начинает вызывать опасения по поводу усиления нестабильности в глобальном судоходстве. Как пишет Bloomberg, «война между Израилем и ХАМАС начинает приобретать другое измерение и угрожает подорвать мировую экономику».
Что касается Красного моря, то судоходство там практически остановилось: нефтяные танкеры простаивают, а контейнеровозы меняют маршруты вокруг Африки. По данными израильских СМИ, только за этот месяц доходы израильского порта Эйлат снизились на критические 80 процентов. А ведь через этот порт идет треть морской торговли государства. Израиль спасает наличие Средиземного моря, но ситуация в бассейне и этого моря может измениться. Помимо Израиля в сложной ситуации оказываются Египет и Иордания. Если Красное море закроют надолго для судоходства, то заблокированным окажется весь Суэцкий канал. Это значит минус 10 процентов от мировой торговли и 30 процентов доходов Каира. У Иордании всего один морской порт. Если его заблокируют, Амман будет вынужден просить помощи у Израиля. Нервничает и Европа, ведь на долю Красного моря приходится треть всех морских грузоперевозок. И если компании начнут отказываться от работы, то перевозки встанут. К примеру, за сутки по водной артерии проходит 9 миллионов баррелей нефти, которую направляют в США, Европу, Турцию. По южному направлению затронуты поставки из России. Было принято решение перенаправить суда через мыс Доброй Надежды. И более глобальный фон, на который указывает Reuters: Панамский канал обмельчал и пересох, Ормузский пролив стал небезопасным, Северный морской путь сейчас во льдах. Теперь под угрозой и Суэцкий канал – «бутылочное горлышко» мировой торговли.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но кто стоит за кризисом в Красном море? У мировой аналитики и в экспертизе на публичном уроне нет конкретного ответа на этот вопрос. Много публикаций только о том, как кризис в Красном море скажется на мировой торговле и рынке углеводородов с описанием самых невероятных сценариев дальнейшего развития событий. При этом всеми признана первопричина нынешнего обострения: война между Израилем и ХАМАС, и на этой основе выстраивается логическая цепочка рассуждений, которая многими западными экспертами выводится на Иран. Но Тегеран всячески отнекивается от своей причастности к деятельности хуситов в Красном море. Те же заявляют, что якобы существует или создается какая-то «антиизраильская коалиция» с участием некоторых стран Ближнего Востока. В интервью телеканалу Al Jazeera бывший чиновник Белого дома и государственного департамента США и эксперт Арабского института в Вашингтоне Чарльз Данн, заявил, что «нападение на корабли в Красном море увеличивает цену конфликта в Газе для международного сообщества, осознавая при этом масштаб прямого возмездия со стороны Израиля и Соединенных Штатов».
Но в то же время ни одна страна в бассейне Красном море пока не согласилась присоединиться к американской коалиции, кроме Бахрейна, хотя, ранее, к примеру, Египет возглавлял патрулирование в Красном море и водах у побережья Йемена для усиления деятельности по наблюдению и запрещению передачи оружия и наркотиков. И такой важный нюанс: арабские эксперты утверждают, что Северный Йемен или его определенная часть захвачен террористической группировкой, которая «ведет свою войну». Поэтому складывается устойчивое ощущение, что какая-то «третья сила» толкает США и их союзников к боевой операции против йеменских хуситов.
Но, как полагают эксперты, для этого США необходимо тесное сотрудничество с саудитами и Эмиратами, являющимися ключевыми внешними силами в Йемене. Но захотят ли они снова размораживать войну в Йемене, которую за восемь лет не смогли выиграть? При этом таинственно молчит Иран, что создает запутанный и клубок противоречий, в котором «бороться за безопасность маршрута к Суэцкому каналу вроде бы и нужно, но не надо действовать поспешно». Так что война в Красном море пока под вопросом. Это – сегодня, а что будет завтра?
Комментарии читателей (0):