Актуальные вопросы повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства в России

Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова
18 декабря 2023  13:35 Отправить по email
Печать

Минсельхоз РФ с 2024 года объединит два механизма господдержки АПК — компенсирующую и стимулирующую субсидии. Единая субсидия охватывает 12 приоритетов. В ней останутся все направления, действующие ранее. Регионам будет доступна поддержка пяти из 12 приоритетных направлений, а именно:

  1. агротехнологических работ;
  2. элитного семеноводства;
  3. племенного животноводства;
  4. малых форм хозяйствования;
  5. агрострахования.

Из оставшихся 7 направлений каждый регион может выбрать три, и государство выделит на них субсидии:

  1. традиционные подотрасли сельского хозяйства и северного оленеводства;
  2. производство льна-долгунца и (или) технической конопли;
  3. производство продукции плодово-ягодных насаждений;
  4. производство молока;
  5. мясное скотоводство;
  6. овцеводство, козоводство и производство шерсти;
  7. глубокая переработка зерна и (или) переработка молока крупного рогатого скота, козьего и овечьего в пищевую продукцию.

Изменения в господдержке закреплены в постановлении от 02.12.2023 № 2065 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Участники парламентских слушаний, проведённых Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам 06.12.2023 на тему «Законодательное обеспечение повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства», в результате заседания обсудили проект резолюции. Он будет дорабатываться, ниже представлены основные положения.

Основной задачей агропромышленного комплекса является наращивание объемов производства и переработки высококачественной сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребностей населения регионов России в полном объеме и продовольственной независимости от импорта.

В настоящее время достигнуты значения продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям: по зерну — 185,4% (индикатор — 95%), по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) — 101,8% (индикатор — 85%), по caxapy — 103,2% (индикатор — 90%), по растительному маслу — 211,1% (индикатор — 90%), по рыбе и рыбопродуктам (в живом весе — весе сырца) — 165,3% (индикатор — 85%).

Сельское хозяйство является одним из важнейших секторов экономики страны, который стабильно демонстрирует рост экономических показателей. В первую очередь это связано с оказанием сельскохозяйственным товаропроизводителям государственной поддержки, налаживанием систем кредитования и сельскохозяйственного страхования. В настоящее время отрасль способна не только удовлетворить внутренний спрос, но и экспортировать часть продукции за границу.

Одной из неотложных задач сейчас является техническая модернизация отрасли, а также субсидирование сельхозпроизводителей.

Российские аграрии стали конкурентоспособными на мировом рынке. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в 2019 году составил в стоимостном выражении $24,83 млрд; в 2020 — $29,65 млрд, в 2021 — $35,96 млрд, а в прошедшем 2022 году по предварительным оценкам он достиг $40 млрд, в текущем 2023 году — достигнет $45 млрд. Россия стала нетто-экспортером этой продукции.

За сельскохозяйственный сезон, который длился с 01.07.2022 по 30.06.2023 Россия экспортировала рекордные 60 млн тонн зерна. Покупателями зерновой продукции стали 126 стран, основные из них:

Страны Ближнего Востока — 20,6 млн тонн (39%);

Стары Азии — 16,4 млн тонн (31%);

Африка — 11,8 млн тонн (20%);

EC — 3,8 млн тонн (7%).

В 1,6 раз удалось увеличить отгрузки в страны ЕАЭС, среди них оказались Беларусь (+72%), Казахстан (+55%), Киргизия (+64%), Армения (+49%).

Для сравнения, в сельскохозяйственном сезоне 2021/2022 годов Россия экспортировала 38,1 млн тонн. И это несмотря на то, что с 15.02.2022 начала действовать квота на экспорт зерновых культур, а так же возник ряд других факторов: логистические сложности, санкционное давление, экспортные пошлины и т.д. Однако по итогу 2022 года Россия снова стала мировым лидером по экспорту пшеницы с долей на мировом рынке в 20%.

Аграрная политика предполагает активное участие государства в финансировании сельского хозяйства, распределении денежных доходов, сезонном и универсальном кредитовании, государственном страховании от рисков потери урожая или сельскохозяйственных животных. Сейчас существует более 30 мер для поддержки сельхозпроизводителей, в том числе частичное субсидирование процентной ставки по долгосрочным кредитам.

Также к мерам поддержки в агропромышленном комплексе можно отнести сокращение издержек хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением различных административных и разрешительных процедур.

Основой для развития AПK в нашей стране являются пять масштабных Государственных программ:

  • Развития сельского хозяйства и регулирования рынков
  • сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • Комплексного развития сельских территорий;
  • Эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ;
  • Развития рыбохозяйственного комплекса;
  • Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства.

Целью указанных программ является влияние на рост, развитие и устойчивость АПК, его экономическую эффективность. Несмотря на позитивные тенденции, ряд вопросов остается нерешенным и сегодня. В их числе низкая доходность отрасли, недостаточность модернизации и обновлений технической базы, закредитованность сельхозпроизводителей, в большинстве своем высокие процентные ставки, что приводит к снижению рентабельности сельскохозяйственного производства.

Рекордный урожай 2022 года обернулся для аграриев большими проблемами с его реализацией. Рентабельность продаж зерна заметно сократилась в сравнении с предыдущими годами. Негативное влияние также оказали высокие экспортные пошлины и зерновая сделка, благодаря которой глобальный рынок был переполнен дешевым зерном.

С учетом господдержки рентабельность в 2022 году снизилась до 20,9%, для сравнения: в 2021 году она составляла 25,6%.

Весной 2023 года многие аграрии были вынуждены продавать урожай по цене ниже себестоимости. Кроме того, хозяйства снизили посевные площади в связи со снижением доходности. Несмотря на предпринятые меры, остаются значительные нереализованные запасы зерна, т.н. переходящие остатки.

Согласно Росстату, запасы пшеницы в феврале 2023 года оказались на уровне 17,3 млн тонн, чтo в 1,6 раз больше значения прошлого года.

Следующий фактор, сокращающий рентабельность, произошедший из-за роста тарифов, цен на запчасти и комплектующие, моторное топливо и т.д. Текущий 2023 год стал одним из самых сложных для отрасли. Ключевую роль в этом сыграло удорожание средств производства: горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений, семян, сельскохозяйственной техники, а также импортной продукции для AПK, рост тарифов, затрат на логистику и хранение. Это привело к существенному росту себестоимости сельскохозяйственной продукции.

В августе 2023 года цены на топливо показали существенный рост. К такому росту привели повышенный спрос, который был зафиксирован в разгар уборочной кампании, перегрузка железнодорожной инфраструктуры, сезонные работы на ряде HП3, изменение демпферного механизма, а также активный экспорт на фоне ослабления рубля.

Повышение цен, безусловно, увеличило затраты сельскохозяйственных предприятий. Комитет ГД по аграрным вопросам, с учетом сложившейся ситуации с ценами на ГСМ, направил в профильные министерства и ведомства предложения по реализации комплекса мер в поддержку отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Трудности наблюдались и с логистикой. Сложности с поставкой сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке обостряла высокая загруженность РЖД в связи с активным туристическим сезоном.

Транспортный коридор «Север — Юг», используемый для доставки зерна на рынки Ближнего Востока, также не справлялся с повысившейся нагрузкой из-за неудовлетворительного развития инфраструктуры и дефицита судов.

Для снижения конечной стоимости сельскохозяйственной продукции в 2023 году была расширена программа субсидирования ее железнодорожных перевозок по льготным тарифам. В первую очередь, расширились меры государственной поддержки при транспортировке минеральных удобрений.

Теперь льготные тарифы действуют при доставке минеральных удобрений для всех аграриев на Дальнем Востоке, а не только для производителей семян масличных культур, как было ранее. Это поможет снизить расходы для хозяйств, повысить их рентабельность и начать подготовку к весенним полевым работам заранее. Во-вторых, льготная транспортировка зерновых культур теперь распространяется и на перевозку ржи, в том числе для мукомольных предприятий в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Это решение будет способствовать поддержанию стабильных цен на ржаной хлеб, муку и другие виды изделий.

Острым вопросом остается доступность сельхозтехники и запчастей к ней. Россию покинули ведущие зарубежные производители сельскохозяйственного оборудования, а новые еще не освоили российский рынок.

По данным Росстата, за прошедший год сельхозпроизводители снизили приобретение новой техники. Сильнее всего упали закупки зерноуборочных комбайнов, которые поставлялись от иностранных производителей. Представители аграрного сектора стали реже приобретать и отечественную технику из-за возросших в полтора раза цен.

В отношении сельскохозяйственной техники ключевым механизмом поддержки является программа субсидирования скидок, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», согласно которой российским производителям субсидируется предоставленная сельхозтоваропроизводителям скидка в размере от 10% до 15% цены техники в зависимости от региона поставки (в 2023 году от 10% до 20% от цены техники, соответственно).

На 2023 год на реализацию данного механизма было предусмотрено 8,0 млрд рублей, что позволило поставить сельхозтоваропроизводителям на льготных условиях не менее 10 тыс. единиц техники.

На 2024-2026 годы на реализацию указанной меры поддержки в федеральном бюджете предусмотрено по 8,0 млрд рублей ежегодно.

Для оборудования пищевой и перерабатывающей промышленности ключевых механизмом стимулирования спроса выступает реализуемая Минпромторгом РФ программа субсидирования скидок, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 04.06.2020 № 823 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования». В рамках механизма производителям пищевого оборудования субсидируется предоставленная покупателям скидка в размере порядка 15% от цены оборудования.

В 2023 году на субсидирование производителей пищевого оборудования в рамках данного механизма поддержки предусмотрено 1,3 млрд рублей, объем поставок оборудования на льготных условиях ожидается на уровне 9,8 тыс. единиц к концу 2023 года.

На период с 2024 по 2026 годы в федеральном бюджете на субсидирование производителей пищевого оборудования предусмотрено по 2,0 млрд рублей ежегодно.

Приобретение российской сельскохозяйственной техники и пищевого оборудования также возможно посредством программы льготного лизинга, реализуемой в рамках Постановления Правительства РФ от 03.06.2020 № 811 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования». Субсидии предоставляются лизинговым организациям при условии предоставления лизингополучателю скидки на уплату авансового платежа по договору финансовой аренды в размере от 10% до 15% цены техники в зависимости от региона ее поставки.

В 2023 году в рамках меры на льготных условиях ожидается поставка не менее 600 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования. На 2024-2026 годы на реализацию данного механизма поддержки в федеральном бюджете предусмотрено по 3,3 млрд рублей ежегодно.

Внешние факторы и ограничения импорта привели также к нехватке качественного семенного фонда, поскольку немалая часть площадей засеивалась именно импортными семенами. Наиболее критичная ситуация сформировалась с такими культурами, как соя, подсолнечник и сахарная свекла.

К 2030 году в соответствии со Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-p, самообеспеченность семенами должна достигнуть 75%. Это непростая задача и нужна серьезная работа по развитию рынка отечественных семян: создание сортов и гибридов, их размножение, семеноводство, поставка потребителям и т.д.

Принят и вступил в действие Федеральный закон от 30.12.2021 № 454-ФЗ «О семеноводстве», которым созданы условия: для развития эффективного рынка семян в РФ, информирования отечественных производителей и потребителей семян о наличии на рынке качественного посевного материала с заданными характеристиками, обеспечивающего получения гарантированного урожая. Существенно расширена и усовершенствована нормативная правовая база в сфере селекции и семеноводства.

Кроме того, депутатами Государственной думы разработан и внесен на рассмотрение проект федерального закона № 451742-8 «О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в части сохранения налоговой ставки НДС в размере 10% при реализации семян сельскохозяйственных культур.

Стоит упомянуть и такую меру поддержки, как интервенционный фонд, который начал действовать в 2001 году и позволил регулировать цены на зерно. При низких ценах государство покупает его у сельхозпроизводителей, а при высоких продает, что позволяет регулировать рыночную стоимость.

Рекордный урожай 2022 года обеспечил запасами внутреннюю продовольственную безопасность — фонд пополнился на 3 млн тонн зерна. Данного объема хватит на закрытие трехмесячной потребности в производстве муки. Однако в 2023 году закупки временно прекратились. Несмотря на снижение цен на зерно на фоне повышенного предложения, государство не стало закупать излишки и увеличивать фонд до 10 млн тонн, поскольку имеющихся запасов было в достатке, а для закупа такого объема понадобилось бы дополнительные 11 млрд. руб.

В ноябре 2023 года Минсельхоз РФ сообщил, что закупки зерна в государственный интервенционный фонд начнутся 11.12.2023. Планируется пополнение запасов продовольственной пшеницы и ржи до конца текущего года в объеме до 2 млн тонн зерна в регионах Сибири, Урала, Центральной России и Приволжского федерального округа.

«В дальнейшем, в случае значительного роста цен, зерно будет реализовываться российским мукомольным и хлебопекарным предприятиям. Это позволит сохранять стабильную ценовую ситуацию на продовольственном рынке», — добавляется в сообщении.

Напомним, что государственные интервенции по закупке и продаже зерна (товарные) проводятся в России с 2001 года для регулирования внутренних цен. Мировые цены на зерновые культуры и ожидания высокого урожая оказывают давление на внутренние цены на зерно.

Объём поставок за границу пшеницы из России по итогам первых пяти месяцев сельскохозяйственного года (июль-ноябрь 2023) остаётся рекордным, несмотря на резкое падение отгрузок в ноябре. Экспортные цены спроса продолжают расти. Об этом сообщают в аналитическом центре АО «Русагротранс».

Экспорт российской пшеницы с июля по ноябрь 2023 года составил 23,6 млн тонн. В прошлом году за этот период отгрузили почти на 20% меньше — 19,8 млн тонн. На 1 млн тонн — до 1,6 млн тонн нарастил импорт Бангладеш. Почти в 2 раза — до 1,3 млн тонн вырос экспорт в Алжир.

Расширилась география поставок. Рекордные 0,5 млн тонн твёрдых сортов пшеницы закупила Италия. Вырос экспорт в Бразилию и Мексику. Впервые за три года начались поставки в Малайзию. Причина — высокий спрос в регионе и хорошее соотношение цены и качества у российской продукции.

По 31 мая 2024 года включительно введен временный запрет на вывоз твердой пшеницы из РФ. Запрет распространяется также на пшеницу твердую, выпущенную таможенными органами, о фактически не вывезенную с территории РФ до 11.12.2023 в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающими вывоз с таможенной территории ЕАЭС. Приводится перечень случаев, в которых указанный временный запрет не применяется. В частности, запрет не распространяется на пшеницу твердую, вывозимую с территории РФ в государства - члены ЕАЭС в установленных объемах, при наличии разрешений на вывоз, выдаваемых Минсельхозом РФ в установленном порядке, а также на пшеницу твердую, вывозимую физическими лицами для личного пользования (Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 № 2123).

В пресс-службе Минсельхоза РФ ранее сообщали, что урожай твердой пшеницы в мире сократится до 20-летнего минимума из-за неблагоприятных агрометеорологических условий в подавляющем большинстве стран-производителей. По прогнозам, он составит менее 31,3 млн тонн, что на 7-8% ниже показателя предыдущего сезона.

Экспортные цены спроса на российскую пшеницу с протеином 12,5% за последнюю неделю выросли на $3 и составили $240 за тонну (FOB) с поставкой в декабре-январе.

При этом пшеница из США подорожала сразу на $33 — до $273 за тонну, из Франции — на $3, до $250 за тонну.

Китай за последнюю неделю закупил более 1 млн тонн американской пшеницы.

Египетская GASC приобрела сразу 540 тыс. тонн пшеницы из России и 60 тыс. тонн из Украины. Цена поставки на российскую продукцию с отсрочкой 270 дней составила $255 и $265 за тонну (FOB) на двух тендерах.

Рост мировых цен и экспортных продаж за последнюю неделю отметили также аналитики «Совэкона».

Рост цен в АО «Русагротранс» объясняют активными закупками крупных мировых импортёров. По прогнозам во второй половине сезона эта тенденция может продолжиться. Сам итоговый экспорт в «Русагротрансе» оценивают в 49,2 млн тонн, что сравнимо с показателями прошлого рекордного сельскохозяйственного года.

Участники парламентских слушаний отметили, что стабилизация ценовой ситуации на российском продовольственном рынке не должна осуществляться только за счет предприятий. Система ценообразования такова, что розничная цена находится в слабой зависимости от цены на сельскохозяйственное сырье и первичную продукцию. Должна быть оптимизирована добавленная стоимость по всей товаропроводящей цепочке движения продовольствия от поля (фермы) до прилавка и отрегулированы (ограничены) торговые наценки.

Например, продукты овощной группы, попадая на прилавок напрямую с поля, за счет торговой наценки становятся дороже в 2-3 раза. В результате проводимого ФАС РФ мониторинга и проверочных мероприятий выявлены наценки в торговых сетях в 50–100%, а по данным экспертов, по некоторым продовольственным товарам наценки составили от 50% до 400%.

Депутатами Государственной Думы разработаны и внесены проект федерального закона № 77579-8 «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Он касается ограничения торговой наценки на перечень отдельных социально значимых товаров первой необходимости, в том числе молочных продуктов питания (питьевое молоко, кисломолочная продукция, сливочное масло, произведенных из натуральных ингредиентов), не выше 10–15%. Еще есть проект федерального закона № 2431 86-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» относительно изменения правил и сроков оплаты поставленных продовольственных товаров.

По мнению ряда депутатов Государственной Думы, доминирующее положение торговых сетей дает возможность извлекать сверхприбыли, диктовать условия сотрудничества поставщикам продовольственных товаров.

При этом сельхозпроизводители и предприятия пищевой промышленности, в отсутствие иных путей сбыта произведенной продукции, вынуждены принимать зачастую невыгодные для себя условия. Особенно остро эта проблема стоит для представителей малого и среднего бизнеса, у которого сегодня находится более 26% посевных площадей и 13% дойного стада.

Актуальной остается задача расширения возможности представителем малых форм хозяйствования реализовать свою продукцию. Депутатами Государственной думы и сенаторам и Российской Федерации разработан и внесен проект федерального закона № 492926-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части развития инфраструктуры реализации фермерской продукции.

Развитие агропромышленного комплекса напрямую связано с качеством и уровнем жизни сельского населения, социально-экономические развитием сельских муниципальных образований, что обеспечивается развитием инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.

Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» имеет стратегическое значение для укрепления экономики России и национальной безопасности государства. Вместе с тем, по сравнению с объемами финансирования реализации мероприятий программы, предусмотренными первоначальной редакцией паспорта программы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрено на 2024 и 2025 годы уменьшение бюджетных ассигнований.

Вопрос об увеличении объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы до уровня, установленного ее паспортом в редакции указанного постановления Правительства РФ, много раз был зафиксирован в Постановлениях Государственной думы и в заключениях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.

Должно быть обеспечено плановое финансирование государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. В стране произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения.

Приоритетами данной Госпрограммы (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» являются: восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей этих земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания, совершенствование оборота сельскохозяйственных земель в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности РФ.

Комитет Государственной думы по аграрным вопросам неоднократно обращал внимание на перечень поручений Президента Российской Федерации от 26.04.2022 № Пр-738, в соответствии с которым (подпункт «г» пункта 2) Правительству Российской Федерации поручено определить исчерпывающие меры государственной поддержки агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, в том числе по увеличению объемов финансирования Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ.

Рентабельность сельского хозяйства в 2023 году составит 19,1%. В прошлом году этот показатель был на уровне 20,3%. Без учёта субсидий итоговая рентабельность на конец года снизится с 16,3% до 15,8%. Но доля прибыльных хозяйств вырастет с 86,1% в прошлом году до 86,7% в текущем.

Без поддержки государства производство мяса КРС и баранины будут убыточными. Минимальная рентабельность сохраняется благодаря субсидиям. Господдержка играет значительную роль и в молочной отрасли.

В области зерновых рентабельность была высокой с 2018 по 2022 год. Она составляла 41,8% при минимальной поддержке государства. В текущем году показатель снизится до 30%.

Выручка предприятий АПК по итогам года составит 4,9 трлн рублей против 4,6 трлн рублей в 2022 году. Себестоимость вырастет с 3,5 трлн рублей

до 3,8 трлн рублей.

Прибыль увеличится на 9,8 млрд рублей — с 790,1 млрд рублей до 799,9 млрд рублей с учётом господдержки.

Без учёта инвестиций прибыль в 2023 году составит 660 млрд рублей. В 2022 году было 634 млрд рублей.

По данным Росстата (без малых форм), за 9 месяцев 2023 года инвестиции в сельское хозяйство снизились на 4% при общем росте инвестиций в основной капитал по экономике на 10%. Инвестиционная привлекательность в АПК пока остаётся невысокой.

До 2020 года в рамках господдержки развития АПК действовала единая субсидия. В том же году ее разделили на компенсационную и стимулирующую субсидии. Цель компенсационной субсидии — компенсация выпадающих доходов производителей. В нее вошли: погектарная поддержка в растениеводстве, субсидия в молочном и племенном животноводстве, агрострахование (рис. 1)

Рис. 1. Данные расчетов Минсельхоза РФ, представленные на парламентских слушаниях 06.12.2023 на тему «Законодательное обеспечение повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства».

Стимулирующая субсидия предоставлялась регионам, чтобы развивать приоритетные отрасли, обозначенные Минсельхозом РФ. Решение возобновить единую субсидию вызвано тем, что основные индикаторы продовольственной безопасности по производству продукции достигнуты с опережением, а потому производство нуждается главным образом в поддержании, а не стимулировании. Особый приоритет на сегодня — покрытие растущих издержек аграриев и обеспечение стабильности функционирования АПК.

В заключении слушаний председатель Комитета В.И. Кашин заявил: «Объединяя государственную поддержку с нашими технологиями, отечественными породами и сортами, ориентируя сельхозпроизводителей на подготовку молодых квалифицированных кадров на будущее, мы создадим возможности для повышения рентабельности и доходности в сельском хозяйстве».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть