Китай между Ираном и Саудовской Аравией

18 декабря 2023  08:28 Отправить по email
Печать

В Пекине произошло неординарное событие. Член Политбюро ЦК КПК, глава Канцелярии ЦК КПК по иностранным делам Ван И встретился с прибывшими в Китай для проведения первого заседания трехсторонней комиссии Ирана, Саудовской Аравии и Китая заместителем министра иностранных дел Саудовской Аравии Херейджи и заместителем министра иностранных дел Ирана А. Багери. Состоялось первое заседание трехсторонней комиссии. Неординарным это событие можно считать потому, что оно состоялось после возобновления при посредничестве Пекина отношений между Тегераном и Эр-Риядом. Еще один признак неординарности заключается не столько в том, что Пекин по-прежнему позиционирует себя в ситуации между Тегераном и Эр-Риадом, помогая им делать шаги навстречу друг к другу, но еще сам оказывается в положении выбора на чьей стороне быть в войне Израиля с ХАМАС.

Дело в том, что после начала этой войны Китай первоначально выступал с нейтральных позиций. Он не осудил теракт ХАМАС против Израиля 7 октября и выступил с призывом к сторонам «сохранять спокойствие». В то же время он имеет хорошо отлаженные торгово-экономические и политические контакты с Израилем. Поэтому, как пишет британское издание Financial Times, складывалось ощущение, что «Китай готовится выступать то ли арбитром, то ли посредником в этом конфликте».

Такие суждения экспертов базируются на факте опережения Китаем США и других стран Запада по числу дипломатических и торгово-экономических миссий на Ближнем Востоке, и на том, что он является крупнейшим торговым партнером для многих стран региона. Плюс к этому и то, что Пекин имеет возможность серьезно влиять через Иран на «Хезболлу» в Ливане и частично на ХАМАС в Газе. Сейчас у него появился дополнительный дипломатический ресурс вести дело с привлечением четырех стран Ближнего Востока — Египта, Ирана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов — в группу стран БРИКС, не говоря уже о достигнутой «разрядке» в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном. Поэтому многие склонны считать, что Китай по тактическим соображениям будет придерживаться нейтральной политики и говорить «фразами абстрактной риторики». Так оно и есть. «Китай не имеет каких-либо корыстных интересов в палестинском вопросе, искренне надеется на то, что палестинский вопрос будет справедливо и всесторонне решен на основе плана «Два государства для двух народов», что законные интересы безопасности всех сторон будут должным образом решены», — говорил недавно Ван И. Тем не менее, согласно утверждениям некоторых американских и арабских экспертов, «США используют Китай как один из каналов в диалоге с Ираном в ходе израильско-палестинского конфликта».

Поэтому не случайно в рамках первого заседания совместного комитета Ирана, Саудовской Аравии и Китая обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке, но в контексте консультаций и сотрудничества, а не принятия каких-то решений. Более того, если судить по заявлению Ван И, принципиальных изменений в позиции Китая нет. Он подчеркнул, что «всегда поддерживал народы Ближнего Востока в самостоятельном выборе независимого пути развития», что «выступает за солидарность государств этого региона в решении вопросов безопасности». Пекин считает, что «Ближний Восток не должен быть геополитической ареной великих держав, а судьба региона должна находиться в руках народов региона». В то же время он призвал «к глубокому сотрудничеству между Эр-Риядом и Тегераном, чтобы избежать просчета».

Но что конкретно имеет ввиду Ван И, предупреждая Тегеран и Эр-Риад о «возможном» просчете»? Если исходить из его тезиса о том, что «судьба региона должна находиться в руках народов региона», то, вероятнее всего, речь идет о закрытых и открытых контактах Ирана и Саудовской Аравии с США и оборотной стороне этого процесса. Ранее США активно разыгрывали «карту» противостояния этих двух стран на Ближнем Востоке по линии шииты - сунниты, теперь возможен «вброс» сценария битвы за лидерство в регионе через сохраняющихся еще конфликтных проблем в регионе. Речь идет об Ираке, Сирии и Йемене.

Правда, в нынешнем конкретном региональном контексте Иран и Саудовская Аравия демонстрируют намерения уживаться вместе, но такой тренд должен быть закреплен иными механизмами и средствами, чтобы избежать рисков эскалации не только в очагах ближневосточных конфликтов, но и за их пределами. Плюс к этому и сохранение баланса в отношениях с Китаем, Россией и США. Что касается Китая, то в новой для себя геополитической конфигурации на Ближнем Востоке он нащупывает механизмы действий в наступающий там постамериканский период. Как говорит один карьерный американский дипломат в отставке, то, что происходит, «это действительно важное событие, когда Китай готовится заполнить дипломатический вакуум на Ближнем Востоке». Но на данном этапе он пока стимулирует Иран и Саудовскую Аравию к созданию системы безопасности за пределами бывших и нынешних западных союзников. Будем ждать, что из этого получится.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть