Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг совершил первый визит в Королевство Саудовская Аравия. Было объявлено, что формальным поводом для этого стало его участие в дискуссии в Университете национальной обороны Саудовской Аравии и переговоры с первым заместитель премьер-министра, министром обороны Саудовской Аравии Халедом бен Сальманом Аль Саудом и другими высокопоставленными лицами, в ходе которых обсуждались проблемы углубления сотрудничества НАТО и Саудовской Аравии.
Вообще к этому визиту Столтенберга можно было бы относиться как к «геополитической экзотике». Даже летом 2022 года, когда президент США Джо Байден совершал визиты в страны Ближнего Востока с целью сколачивания так называемого «арабского НАТО» с участием Израиля, Саудовской Аравии, других стан Персидского залива, Иордании, Египта и Ирака, чтобы противостоять «ядерному Ирану» и не дать возможность Москве, Пекину и Тегерану заполнить появляющуюся после ослабления влияния США в регионе «геополитическую пустоту», к услугам Столтенберга не прибегали. Считалось, что это зона находится вне ответственности Североатлантического альянса, хотя произошло присоединение Израиля к зоне операций Центрального командования США с целью усиления безопасности и военного присутствия Тель-Авива в регионе, наряду с последующим формированием арабо-израильского союза в варианте «Соглашения Авраама».
На сей раз все выглядит иначе. Накануне визита Столтенберга в Саудовской Аравии побывал помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан и провел переговоры с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом. Как указывалось в сообщении, стороны обсуждали меры по предотвращению распространения палестино-израильского конфликта на ближневосточный регион, сдерживание нападений йеменских хуситов на торговые суда в Красном море, а также переговоры Вашингтона и Эр-Рияда по поводу сделки, позволяющей добиться устойчивого мира между Израилем и Палестиной. При этом такой перечень переговорной повестки почти совпал с темами, которые обсуждал Столтенберг в Эр-Риаде: безопасность на море, защита в Персидском заливе торговой коммуникации и инфраструктуры. Генсек НАТО заявил, что у «альянса есть огромный потенциал для более активного сотрудничества с Саудовской Аравией, потому что у нас есть общие вызовы». Он также сообщил, что недавно назначил группу внешних экспертов для рассмотрения подхода НАТО к Персидскому заливу, Ближнему Востоку и Африке, назвав это «возможностью изучить новые направления сотрудничества».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Правда, есть важный нюанс: Столтенберг придерживается версии о «дестабилизирующем влиянии Ирана в регионе», что наводит на мысль, что НАТО после Афганистана пытается вновь обозначить свое присутствие на Ближнем Востоке и принимать более активное участие в операциях в этом регионе. При этом бросается в глаза то, что альянс стремится как-то обойти Турцию, члена НАТО, интересы которой почти напрямую завязаны на многие региональные проблемы. Второе: вбить клин в отношения между Саудовской Аравией и Ираном, а также обозначит для региона угрозу со стороны России и Китая. Кстати, не случайно президент России Владимир Путин в ходе прямой линии и пресс-конференции говорил, что Запад пытается «переключить деятельность НАТО на азиатское направление», и что «подобные попытки западных стран явно выходят за рамки уставных целей Североатлантического альянса».
Тем не менее Эр-Риад устраивает такой выход «в высшую лигу» мировой политики, ведь он пытается практически реализовать свою новую многовекторную внешнюю политику, меняя форматы взаимодействия, как с региональными странами, включая и Иран, так и в отношениях с Западом, Россией и Китаем. Но Эр-Риад, который накануне войны в Газе между Израилем и ХАМАС готовился подписать соглашение с Израилем, имея за плечами документ, подписанный при посредничестве Китая о нормализации отношений с Ираном. Ему сейчас не нужен какой-либо оборонительный пакт с США на условиях, близких к 5-му пункту устава НАТО о коллективной безопасности из-за изменений факторов внешней угрозы. Не нужен Саудовской Аравии и статус «основного союзника вне НАТО», такой, какой имеет Тайвань. Другое дело, что она пытается сохранить отношения с США с целью создания геополитического противовеса на Ближнем Востоке и сохранять доступ к современным типам американских вооружений.
Наконец, авторитет Эр-Риада может заметно подняться в исламском мире в случае участия в решении палестинской проблемы. Не случайно саудовцы ставят американцам такие условия, чтобы грамотно разыграть потенциальные имиджевые и геополитические издержки, или наоборот, после признания королевством Израиля. Одним словом, на Ближнем Востоке все находится в движении, создаются и разваливаются временные тактические альянсы, в регион совершаются самые разные визиты западных политиков, и все ведут свои сценарные «игры», в том числе и Эр-Риад. Визит Столтенберга в Саудовскую Аравию - типичное тому свидетельство.
Комментарии читателей (0):