В Брюсселе стартовал саммит Евросоюза (ЕС), на котором, среди прочих острых вопросов будет рассматриваться и решение о предоставлении Грузии статуса страны-кандидата на вступление в ЕС. Для Тбилиси это вторая попытка заручиться таким статусом, он подавал заявку еще в марте 2022 года вместе с Украиной и Молдавией. Но в июне 2023 года статуса кандидата в ЕС были удостоены Украина и Молдова. Причины такого хода событий были обозначены Брюсселем. Формальные: Грузия не выполнила многие из предложенных стандартов ЕС. Неформальные: Грузия отказалась вводить санкции против России после начала ею специальной военной операции на Украине, а позже и отвергла призывы Киева и Брюсселя открыть «второй фронт на Кавказе» для отвлечения на себя части вооруженных сил России, возобновила прямые рейсы в Россию. Правительство Ираклия Гарибашвили предпочло национальные интересы геополитическим играм европейских партнеров, и поэтому несмотря на то, что Грузия по всем показателям опережала Украину и Молдавию в выполнении стандартов ЕС, статус кандидата она не получила.
Тогда по всем внешним признакам складывалось ощущение, что Брюссель решил «наказать» Тбилиси, снимая или откладывая вопрос о ее евроинтеграции. Но, как считает американское издание Politico, ЕС «озабоченный возможностью сближения Грузии с Россией, стал маневрировать, прежние претензии к Грузии стали квалифицироваться как «проблемы технического, не неполитического характера» и они стали сниматься. Накануне нынешнего саммита ЕС появились документы Еврокомиссии по евроинтеграции с рекомендациями участникам «начать переговоры с Украиной и Молдовой и предоставить статус кандидата Грузии». Теперь, согласно данным МИД Грузии, вопрос предоставления Грузии статуса кандидата поддерживают все страны ЕС, и велика вероятность того, что Тбилиси получит положительное решение «с пониманием, что в будущем Грузия предпримет определенные шаги в направлении предлагаемых ЕС реформ».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Если такое произойдет, что в самой Грузии и вокруг нее могут происходить события качественного политического и геополитического значения. Дело в том, что правительство партии «Грузинская мечта» никогда не являлось пророссийским, и вело свои активные действия на западной площадке, заявляя, что «является частью большой европейской семьи». Его проблемы с ЕС в основном сводились к внутренним политическим разборкам с силами оппозиции, которые также апеллировали к Западу. Но сейчас Брюссель изменил тактику действий и перестал увязывать свои требования к Тбилиси с противостоянием правительства с оппозицией, после чего маневренность правительства на этом направлении стала заметно сужаться. В выигрыше оказывается оппозиция, которая будет требовать от правительства предпринимать «девять европейских шагов», среди которых проведение свободных выборов, деполяризация, борьба с дезинформацией, деолигархизация, сближение с внешней политикой ЕС и другое. Не случайно президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что может принять участие в парламентских выборах осенью 2024 года, а в правящей партии «Грузинская мечта» уверены, что она выступит как лидер крупнейшей оппозиционной партией «Единое национальное движение», и в случае победы возглавит правительство страны.
Это сценарий реализации в Грузии так называемого «аппаратного переворота» с устранением от власти «Грузинской мечты». Парламентские выборы 2024 года пройдут полностью по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. В законодательный орган пройдут те партии, которые наберут минимум 5% голосов избирателей. По последним опросам, преодолеть проходной барьер смогут от двух до пяти партий в стране. Лидерство в рейтингах партий сохраняет «Грузинская мечта», а «Нацдвижение» занимает вторую строчку. Но оппозиция может создавать тактические коалиции и имеет шансы представить кандидата в премьер-министры и утвердить представленное им правительство.
Да и вообще, по оценке европейских дипломатов, «наделение Тбилиси кандидатским статусом будет своевременным» решением». В Грузии сейчас намечается создание новой коалиции, в которой будут состоять такие политики, как Зурабишвили и бывший премьер Георгий Гахария, которые ведут проевропейскую и прозападную политику. То есть фактически грузинские власти сегодня находятся на определенной развилке и выход из этого тупика будет для них весьма и весьма сложным. «Понятно, что это будет непростой задачей в год выборов, — говорит Зурабишвили. - Выборы, вероятно, станут причиной ухудшения ситуации, и очень важна поддержка тех политических сил, которые пытаются выполнить рекомендации Еврокомиссии».
Но пока главная и показательная интрига будет в том, как скажется новый статус Грузии на ее внешней политике, и станет ли она, как требует ЕС, дрейфовать в сторону от России. В данном вопросе существуют важные нюансы, которые касается усиливающейся геополитической конкуренции в кавказском регионе. Это - первое. Второе: ЕС, похоже, не случайно двинулся в сторону Кавказа и, там, возможно, будет формироваться геополитический альянс Тбилиси - Ереван, ведь очевидны шаги ЕС и в направлении Армении, в противовес конструируемой коалиции Россия, Иран, Азербайджан - Турция. Здесь прослеживается взаимосвязь и в сторону такого геополитического горизонта как Россия и Китай, что вызывают определенную обеспокоенность в странах Запада в том, что Грузия может выпасть из их влияния. Для Грузии намного выгоднее успешно реализовывать крупные, международные энергетические проекты с Китаем, Турцией, Азербайджаном, нежели гоняться за членством в ЕС. То есть для Грузии создается геополитическая ловушка: хотите в ЕС, то должны действовать в интересах Евросоюза и Запада.
Конечно, на практике все сложнее, и переходить к действиям наперекор интересам своей страны правительство «Грузинской мечты» вряд ли готово, хотя не исключено, что Тбилиси будут толкать на обострение отношений с Москвой и нужно быть готовыми к осложнениям ситуации в регионе. Вот почему ситуация на этом направлении остается трудно прогнозируемой.
Комментарии читателей (0):