Великобритания в 1930-е гг. Убывание силы

12 декабря 2023  04:16 Отправить по email
Печать

Тем временем мощь победительниц в Первой мировой войне постоянно убывала. Германия быстро развивалась и к 1935-1938 гг. заметно и существенно обошла Великобританию и Францию по добыче угля, выплавке стали, потреблению электроэнергии и т.д. В Британии в 1920-е годы шло постоянное сокращение военных и военно-морских бюджетов. Расходы на армию последовательно сокращались из года в год. Если в 1918-1919 годах расходы на флот составили 356 млн. фунтов, в 1919-1920 годах — 188 млн., то в 1923 году — уже 52 млн. В 1933, 1934 и 1935 годах траты составили: на армию 37,5 — 39,6 — 44,6; на флот 53,5 — 56,5 — 64,8; на ВВС 16,7 — 17,6 — 27,4 млн. фунтов. Казалось, что в условиях финансового кризиса и Великой депрессии 1929-1939 годов не могло быть и речи о повторении гонки вооружений образца 1905-1914 гг. Британская экономика перестала развиваться. Некоторые её показатели явно ухудшались.

Добыча угля в 1913 году составила 387 млн. тонн, в 1937 г. — 240 млн. тонн. В 1913 году на долю Англии приходилось 73% мирового экспорта хлопчатобумажной ткани, в 1937 — только 36%, в 1913 году 58% всех судов в мире было построено на британских верфях, в 1937 — только 30%. Удельный вес Великобритании в мировом производстве в 1913 году равнялся 14%, в 1937 — уже 9%. Доля Англии в мировом экспорте в 1913 году равнялась 15%, в 1937 — 10%. В 1929 году Лондон свел бюджет с доходом в 103 млн. фунтов, в 1930 — 39 млн. фунтов, но в 1931 году образовался дефицит в 104 млн. фунтов, и положительное сальдо надолго исчезло.

На 11 ноября 1918 года армия состояла из 61 пехотной и 3 кавалерийских дивизий. После окончания войны численность британской армии была резко, хотя и не сразу сокращена. Планы демобилизации начали разрабатываться немедленно после заключения перемирия. Казалось, что основной противник – Германия – был разбит, традиционный конкурент в Азии – Россия – исчезла как Великая Держава, а традиционный конкурент в Африке – Франция – был так ослаблен победой, что угрозы более не представлял. Тем не менее приступить к реализации планов демобилизации сразу же не удалось. Этому препятствовала и борьба с революциями, и проблемы на Ближнем Востоке, и война с Афганистаном. Но в любом случае больше такое военное напряжение Лондон себе не мог позволить. Если в 11 ноября 1918 года в её рядах числилось более 3,5 млн. чел., то в 1920 году она сократилась до 370 тыс. чел. На 1 апреля 1926 года в армии служило уже 151 100 чел., почти на 23,5 тыс. чел. меньше, чем в 1914 году. Сокращена была даже численность английской армии в Индии (до 60 тыс. чел.), равно как и численность индийской армии (до 100 тыс. чел.).

Экономили и на новых видах оружия, весьма дорогостоящих и быстро морально устаревающих. В 1926 году ген. Джордж Милн возглавил Имперский Генеральный штаб, в 1928 г. он стал фельдмаршалом. Милн был сторонником механизации армии, он организовал «Экспериментальный отряд» — прообраз бронетанковой дивизии. «Для нас хватит», — заявил он старшим офицерам. Милн окружил себя офицерами, которые были сторонниками механизации. Самым известным адвокатом механизации и танковых войск стал помощник начальника Генерального штаба ген.-м. Фуллер, чьи идеи вошли в «Наставление для механизированных и броневых подразделений» 1929 г. Схожую роль играл капитан в отставке Бэзил Лиддл Харт. Созданная по приказу Милна бригада представляла собой сочетание средних танков Vickers и легких танкеток, транспортируемой бронированными тягачами артиллерии и мотопехоты, вооруженной пулеметами и автоматическим оружием. Бригада должна была самостоятельно решать сложные задачи прорыва неприятельской обороны и действий на коммуникациях противника. Предполагалось, что наступавшие будут подавлять огнем оборону. Это было весьма прогрессивное видение картины будущей войны.

13 ноября 1928 года была организована демонстрация членам парламента и правительства. Все были впечатлены, но выделять средства отказались. Бронетанковое соединение было распущено, техника ушла в пехотные дивизии. Только в 1933 г. вновь была временно создана 1-я бронетанковая бригада в составе 4 батальонов, которая получила постоянный статус в 1935 году. Сокращения затронули и авиацию. В августе 1922 года Ллойд-Джордж попытался увеличить финансирование Home Defence Air Force, но в ноябре того же года его правительство пало, и сокращения продолжились. Изменения в лучшую для авиаторов сторону начались только в 1934 году, когда было профинансировано создание 41 новой эскадрильи – 33 для Британских островов и 8 для флота. Позже было принято решение увеличить число эскадрилий до 75, но к началу обострения дел на континенте выполнить его не удалось.

Не лучше обстояло дело и с флотом. В 1919 году жалованье морякам было увеличено до 4 шиллингов в день, а пенсия – с 0,5 до 1,5 шиллингов в день. Численный состав флота сократился с 436 тыс. чел. на 11 ноября 1918 года до 135 тыс. на 1 апреля 1920 года и 123 тыс. на 1 апреля 1921 года. Сокращения продолжились, и к концу 1920-х Адмиралтейство быстро теряло свой авторитет. Мировой кризис быстро привел к обострению имевшихся проблем. В 1929 году, как и в 1922 году левые организовали в Лондоне Голодный марш. 20 августа 1931 г. было принято решение о сокращении расходной части государственного бюджета. Сокращения носили массовый характер, без таких мер в 1931 г. правительство в 1932 году столкнулось бы с проблемой дефицита в 120 млн. фунтов. Разумеется, внимание было уделено и наиболее затратной части бюджета – обороне. В 1931 году правительству необходимо было сократить военные траты минимум на 5 млн. фунтов, включая расходы на жалованье. 3 сентября 1931 было принято решение о сокращении жалованья: полиции – на 5%, чиновникам, офицерам – на 10-11%, во флоте рядовой состав терял до 25%. Больше всего теряли моряки, поступившие на военно-морскую службу до 1925 года, а таковых в личном составе флота числилось свыше 75%. Чем меньше было звание военнослужащего и ниже занимаемый им пост, тем большим был процент сокращения жалованья. Среди моряков новость о реформе вызвала значительное недовольство.

На середину сентября 1931 года были запланированы учения Атлантического флота с боевыми стрельбами. Он стоял на севере Шотландии, недалеко от Инвергордона, в заливе Громари Ферт. 7 сентября командующий флотом адм. сэр Майкл Ходжес был госпитализирован, временное командование принял к.-адм. Вилфред Томкинсон. 15 сентября в море вышли линкоры «Warspite», «Malaya» и «Repulse», но «Valiant», «Rodney», «Nelson» и линейный крейсер «Hood» остались на базе. Команды вышли из подчинения командиров. Матросы, кочегары, даже морские пехотинцы, которые играли роль военной полиции на кораблях – все они не называли происходившее мятежом, для них это была забастовка. С точки зрения уставов это был мятеж, хотя актов насилия не было. Один из офицеров описал ситуацию следующим образом: «Никто ни разу не отказался выполнять приказ. Но флот не отплыл».

О том, что на кораблях зреет недовольство, командование знало, но, как всегда, все началось внезапно, по словам одного из командиров, «как удар молнии». Контроль над мощнейшими кораблями флота был потерян, на линейных кораблях морская пехота получила оружие и боеприпасы, на «Rodney» им даже выдали ручные пулеметы Льюиса. Численность команд на кораблях превышала 12 тыс. чел., на базе в Росайте их протест поддержали команды 16 эсминцев, 4 субмарин и нескольких вспомогательных судов. Томкинсон призвал матросов лояльно выполнить свой долг и на свой страх и риск пообещал, что жалованье вернется к нормам 1919 года. Адмирал рисковал, т.к. делал это без санкции сверху. Но правительство вынуждено было пойти на уступки. 16 сентября 1931 г. Англия отказалась от золотого стандарта. На следующий день, 17 сентября Остин Чемберлен заявил в парламенте, что мятежники не будут наказаны. 21 сентября сокращения в жалованье были урезаны – теперь они должны были превышать 10%. Меры в отношении мятежников все же были приняты, но только после окончания выборов. 121 человек был списан с эскадры в казармы, большую часть из них раскассировали поодиночке по отдельным кораблям, а 24 было исключено со службы Их начали увольнять с флота с «волчьими билетами». Сэкономить на обороне не удалось, а реакция на события в Инвергордоне свидетельствовала о том, что правительство было не на шутку напугано.

Лондон постоянно стремился удержать положение в Мировом океане путем уступок и соглашений, в том числе и с Германией. В 1933 году, после прихода к власти нацистов, в столицу Великобритании с неофициальным визитом прибыл Иоахим фон Риббентроп — доверенное лицо Гитлера. Визитер встретился с лидером консерватором лордом-председателем Совета Стенли Болдуином (фактическим премьером во время болезни Джеймса Рамсея Макдональда) и изложил ему взгляды Гитлера на перевооружение и установление «прочных дружественных отношений с Англией». «У меня сложилось впечатление, — вспоминал Риббентроп, — что моя информация весьма заинтересовала Болдуина. Чисто по-человечески я с первого момента почувствовал приятный контакт с этим типичным представителем английских консерваторов». Это взаимное понимание продолжилось в 1935 году, результатом чего стал морской договор между двумя державами.

На выборах 1935 года победили консерваторы. Они получили 53,5% голосов и большинство в Палате общин — 243 депутатских мандата. Болдуин после этого уже и формально возглавил правительство. Оказавшегося под критикой парламента Джона Саймона во главе Министерства иностранных заменил Самуэль Хор. За его спиной был опыт управления министерством авиации, Хор был и государственным секретарем по делам Индии. Кроме того, в 1916-1917 гг. он возглавлял резидентуру политической разведки в Петрограде и усвоил весьма скептический взгляд на Россию. Хор пришел в Форин-офис, когда даже среди консерваторов не было единства относительно внешней политики. Он начал с диалога с Германией и первым его достижением стал англо-германский морской договор 1935 года. Формально ограничение военно-морских вооружений давало возможность провести экономию на этих чувствительных затратах. Между тем сэкономить не удалось.

Гонка вооружений продолжалась не только на море. В 1935 году Военно-воздушные силы Англии занимали 5-е место в мире, но в 1936 году Германия обошла Лондон. Только в 1935 году началось повышение финансирования армии, и благодаря экстраординарному финансированию армия с 1938 г. смогла начать подготовку к войне. В Военном министерстве накапливалось недовольство. В мае 1937 года Чемберлен сменил Болдуина на посту главы правительства. Новый премьер сменил Военного министра Альфреда Дафф Купера, который находился в оппозиции к его внешнеполитическому курсу, и сделал его Первым лордом Адмиралтейства. Это было повышение, после чего Чемберлен надеялся снять противостояние с Дафф Купером. В Военное министерство из Министерства транспорта пришел которое Лесли Хор-Белиша. Этот политик имел репутацию «человека Чемберлена» и для него это тоже был существенный шаг вверх по административной лестнице. Финансирование армии в 1937 году находилось в полном застое.

Очевидно, Чемберлен надеялся таким, довольно очевидным для партийного бюрократа, образом решить несколько проблем и укрепить свой кабинет без необходимости что-либо менять в финансировании обороны. Как часто бывает при правительственных интригах, результат оказался полностью противоположенным запланированному. Вместе с новым Первым лордом Адмиралтейства новый Военный министр стал требовать дополнительного финансирования и быстро приступил к реформам и усилению Вооруженных сил. Эта политика и личные качества министра вызвали многочисленные нарекания как со стороны военных, так и политиков. Хор-Белиша действительно не был популярен в армии – он был евреем, гражданским лицом, который, по собственному признанию, ничего не понимал в проблемах Вооруженных сил, хотя и воевал в Первую Мировую в звании офицера. С другой стороны, он принадлежал к привилегированному сословию «oxbridge people» - выпускников Оксфорда и Кембриджа, которые правили страной, а после 1918 года даже стал первым послевоенным президентом Oxford Union – Оксфордского Союза.

Имперский Генеральный штаб особенно возмущало то, что Хор Белиша выбрал себе «безответственного советника» - капитана в отставке Лиддл Харта. «Меморандум Хор Белиша», в котором излагался конспект будущих преобразований в армии, был написан Лиддл Хартом. Белиша и Купер сумели добиться значительных перемен. В 1937-1938 гг. расходы на армию выросли с 77,8 до 122,3; на флот — с 101,9 до 127,2; на авиацию — с 82,2 до 133,8 млн. фунтов. В 1934 году был впервые после 1920-х годов заказан авианосец «Ark Royal», он был готов в сентябре 1939 года, правда, самолеты, под которые был рассчитан этот корабль – истребители-бипланы Gloster Gladiator, Flycathcher, торпедоносцы-бипланы Swordfish, истребители-бомбардировщики Skua – были уже устаревшими.

Обновление авиационного парка было медленным. В ноябре 1935 года был совершен первый полет прототипа нового истребителя Hurricane, через три месяца закончились его испытания. Было принято решение о принятии самолета на вооружение и в 1936 году было заказано 600 машин. К 3 сентября 1939 г. RAF получили только 500. В 1936 году на вооружение был принят и другой, гораздо более современный истребитель Supermarine Spitfire. Оба новых самолета имели очень современное вооружение – 8 пулеметов. На вооружение ПВО был принят радар. Технологически британцы по ряду показателей обгоняли Германию, но количественно уступали ей. В 1938 году производство самолетов в Англии равнялось только 54% германского, в строю имелось 1393 самолета против 3 350 немецких. Серьезное финансирование требовалось и для обороны владений Великобритании на Тихом океане, где постоянно увеличивалась угроза со стороны Японии.

Уже с конца 1920-х годов стало ясно, что оборона опорного пункта Royal Navy – Сингапура, построенная на расчете противостояния против крейсеров с береговой артиллерией не выше 9 дюймов, устарела и требует модернизации с учетом наличия у японцев линкоров с 15-дюймовой артиллерией. Кроме того, требовалось создать систему ПВО и нефтехранилище объемом до 1,2 млн. тонн, что увеличило бы радиус действия Тихоокеанского флота Великобритании до 1,5 тыс. миль и позволило бы ему прикрыть в случае необходимости Гонконг. При этом Адмиралтейство было категорически против разделения основных сил флота, т.к. не видело в этом смысла. Переброска нескольких кораблей не давала им шанс в случае необходимости противостоять японскому флоту, но она же ослабляла силы в Атлантике и Средиземном море.

Лондону было необходимо вновь увеличивать состав RoyaL Navy. В мае 1938 года правительство Невилла Чемберлена приняло решение выделить на оборону империи и метрополии на ближайшие 5 лет 1,5 млрд. фунтов. В 1936 году было принято решение начать строительство 2 линейных кораблей, 1 авианосца, 5 крейсеров, 9 эсминцев, в 1937 году было - еще 3 линейных кораблей, 2 авианосцев, 3 эсминцев и 4 субмарин. Реальное финансирование несколько запаздывало от потребностей, но страна уже вооружалась. Так, в частности, уже началось перевооружение истребительной авиации, но из 45 эскадрилий, считавшихся необходимыми, мобилизовать можно было только 29, причем 5 из них были оснащены устаревшими самолетами. Не была завершена работа над радарами, а самые современные машины не имели надежной системы охлаждения пулеметов, что делало их безоружными на высоте выше 15 тыс. футов (4 572 м.).

В 1937 году были созданы 3 бронетанковые бригады, и к 1939 году Великобритания сумела создать только 2 танковые дивизии (у немцев их было уже 6). Дневник главнокомандующего Восточным командованием ген. Эдмунда Айронсайда за 1937 год наполнен жалобами на неспособность армии вести военные действия. Ей не хватало оружия, боеприпасов, обученного резерва, волонтеров. Примером может послужить запись от 26 июня 1937 г.: «Нам нечем воевать — в буквальном смысле нечем, и не будет чем в течение еще двух лет».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть