Американское издание Politico назвало главу Банка России Эльвиру Набиуллину «главным разрушителем» года (разумеется, 2023-го). Изначально, увидев заголовок данной новости, я сильно удивился. Ведь западные структуры, аналитические агентства и информационные издания никогда не критикуют российских системных либералов. Наоборот, постоянно их нахваливают, заявляя об их невиданном вкладе в укрепление русской экономики.
Самые яркие примеры – награды Алексея Кудрина и Эльвиры Набиуллиной. Напомню, в 2010 году Кудрин на сессии МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне получил премию лучшего министра финансов мира по версии профильного журнала Euromoney. Эльвиру Набиуллину в 2015 году наградил уже МВФ, признав лучшим главой ЦБ в мире. Однако интересно здесь следующее. Награждению Кудрина предшествовал рекордный на то время отток капитала из России (около 200 млрд долларов) за 2008-2009 годы, а награждению Набиуллиной – девальвация рубля в два раза.
Текущий случай с американским Politico, впрочем, не выбивается из общего тренда. Набиуллина-«разрушитель», оказывается, имеет позитивную трактовку. Формулировка следующая:
«В условиях падения рубля и роста инфляции принятые Набиуллиной меры, которые также привели к развитию в России собственной платежной системы, закрытию сотен нестабильных банков и созданию огромных резервов, снискали ей восхищение международных коллег».
«Снискали ей восхищение международных коллег». Формулировка, конечно, является очень смешной. Ведь Центробанк отвечает и за курс рубля, и за инфляцию. Регулятор должен не реагировать на девальвацию и рост цен, а предотвращать соответствующие тенденции. Тем более, все инструменты у регулятора здесь имеются.
Принятый президентом Владимиром Путиным указ об обязательном возврате и репатриации валютной выручки смог стабилизировать рубль и привести к укреплению национальной валюты. Теоретически это укрепление должно продолжаться. Но только теоретически. На деле же Центробанк объявил, что в рамках бюджетного правила с января 2024 года вернется к операциям на валютном рынке. К чему это приведет – понятно. К дополнительному давлению на курс рубля.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Около месяца назад правительство приняло новую версию бюджетного правила. Она радикально отличается от предыдущей, поскольку основной целью становится не накопление бесконечных резервов в Фонд национального благосостояния (ФНБ), а абсорбирование дополнительных нефтегазовых доходов с их последующим инвестированием в проекты реального сектора экономики. На ближайшую трехлетку (2024-2026 гг.) общий объем инвестиций из ФНБ запланирован на сумму около 4 трлн рублей. Это, действительно, много. И, уверен, объемы будут корректироваться в большую сторону.
Таким образом, Михаил Мишустин трансформировал главный принцип работы бюджетного правила, который можно назвать следующим образом: «От накопления к развитию».
Тем не менее, бюджетное правило в своей новой версии всё еще сохраняет некоторые либеральные принципы. Главным из них являются валютные операции. К сожалению, формирование ФНБ по-прежнему будет происходить через валютную составляющую. Теперь только через юани.
Для чего это нужно – непонятно. Хотя ранее, когда в августе Центробанк отказался от закупок валюты по бюджетному правилу, было предположение, что больше к ним возвращения не будет. Фактически именно ведомство Набиуллиной определяет, нужно ли покупать/продавать валюту или нет, оценивая ситуацию на внутреннем рынке.
И вот с января операции возобновятся. О каких суммах идет речь? Всего в 2024 году ожидается не менее 1,8 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов (но, предположу, что будет больше). Ещё порядка 1,6 трлн рублей – это отложенные покупки, которые отсутствовали после приостановки соответствующих операций в августе. Как написано выше, за три года инвестиции из ФНБ запланированы на общую сумму в 4 трлн рублей. То есть, в среднем на 1,33 трлн рублей в год. Это будут «продажи» валюты из ФНБ.
Нехитрая операция следующая: 1,8 + 1,6 - 1,3 = 2,1 трлн рублей. Именно на такую сумму (плюс-минус) закупят валюту в 2024 году. Если разделить на количество рабочих дней – получается практически 8,5 млрд рублей ежедневно. Значение серьезное, которое с первого дня проведения соответствующих операций начнет оказывать давление на рубль. Если ориентироваться на курс доллара в 90 рублей, то по году получится 23 млрд долларов, что пойдет в статистику оттока капитала.
Лично я совсем не понимаю, для чего в рамках бюджетного правила обращаться к валютным операциям, ведь хранить деньги в ФНБ в рублях – гораздо выгоднее. Особенно при текущих ставках. Например, объем ликвидности ФНБ на текущий момент составляет около 7 трлн рублей. Ставка в 15% – это 1,25% в месяц. При размещении средств в рублях, а не в юанях и золоте (золото должен скупать ЦБ, а не Минфин), получается плюс 87,5 млрд рублей в месяц. Это дополнительные средства, которые можно направить на инвестиции в проекты развития. Пять месяцев – и соберется вся сумма на финансирование строительства многострадального Северного широтного хода.
Центробанк здесь хоть и является исполнителем, но решение о проведении валютных операций принимает он, а не Минфин. Их приостановка была абсолютно правильной, но непонятно для какой цели закупку юаней возобновляют с января. Очередное не поддающееся объяснению действие.
Комментарии читателей (0):