На прошедшем заседании Всемирного русского народного собора, прежде всего в выступлениях президента Путина и патриарха Кирилла, прозвучало немало верных утверждений. Они, впрочем, очевидны, да и прозвучать должны были бы, как минимум, несколько лет тому назад. Всё то из сказанного, что должно было быть превознесено официозом, уже превознесено. Я же обращу внимание на два момента, которые определили моё отношение и к самим этим заявлениям, и к тому, какие практические последствия они могут иметь.
Первый – это понятные с точки зрения желания ничего не трогать в той России, которая была сформирована за последние тридцать лет, филиппики президента и патриарха по поводу установки большевиков на то, чтобы якобы «разрушить старый мир». Такой установки у коммунистов никогда не было. В партийном гимне, «Интернационале», ясно ставится цель разрушить «весь мир насилия». Если для кого-то «старый» мир, то есть мир Российской империи, был только миром насилия, если это для них одно и то же, то это их дело. Большевики же смотрели на историю и политику шире. На III съезде комсомола в 1920 году Владимир Ильич Ленин, как известно, ясно указал русской молодёжи: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». На это основе и формировалась советская интеллигенция, совершившая народно-хозяйственное, общественное, культурное и военное чудо XX века.
Поразил своей избитостью и приведённый список (пусть, по словам патриарха Кирилла, и неполный) писателей и философов, «размышлявших над цивилизационной самобытностью России». Опять всё те же Данилевский, Лосский, Сергий Булгаков, Карсавин, Флоренский, Франк, Ильин, Достоевский. Как в сегодняшнем контексте в этот список попал западник и почитатель католичества Владимир Соловьев вообще непонятно. Главное, однако, не это – главное то, что всё это люди, мысли которых (разве что за исключением Достоевского и то отчасти) никак не отразились на мировоззрении наших предков, поколениях 1905 – 1935 годов, чьими стараниями, чьим подвижничеством наша страна была выведена на передовые позиции в мире в 1930-е годы, победила в Великой Отечественной войне, была восстановлена после разорения совокупным Западом, достигла небывалого триумфа в мире в 1960-е и 1970-е годы.
Помнить и знать прошлое, конечно, важно, но проникнуться надо мыслями тех, кто формировал умы и дух созидателей и победителей – русских людей XX века: Шолохова, Фадеева, Федина, Николая Островского, других – тех, кто пережил XX век в России, кто не сотрудничал с его врагами за рубежом. Ну и, конечно, не обогатив свои ум прямым знанием (а не распространяемыми пасквилями на них) работ и жизни Ленина, Сталина, Дзержинского, других лидеров и деятелей, в том числе из областей народного хозяйства, науки и культуры советской эпохи, современным образованным русским человеком стать, уверен, невозможно.
Добавлю, что феномен русского человека XX века был глубоко осмыслен в работах отечественных писателей 1950-х – 1980-х годов: Бондарева, Бека, Симонова, Проскурина, Иванова, Абрамова, Шукшина, Куваева, других. Вот это – сокровищница, черпая из которой действительно можно обрасти тот народный дух, которого нам так сегодня не хватает. Их герои ещё не закрыли за собой дверь, они живы и в устном предании многих и многих семей в нашей стране, что усиливает их воздействие на умы. Именно так, на мой взгляд, надо делать, если, конечно, мы хотим формировать эти умы как умы созидателей, а не «верноподданных».
Комментарии читателей (1):