К проекту научно-просветительской и учебной программы «Российская цивилизация: IX-XXI вв.»
Вводные замечания
Наука, как элитарная форма общественного сознания, всегда соединяла в своем развитии стихийное и упорядоченное. Неисправимо пытливый человеческий разум не только откликается на практические запросы времени, но и живет по собственным законам – законам, так сказать, «чистого любомудрия». Испокон веков он изучал окружающий мир в силу своей имманентной обреченности на эту функцию, зачастую безотносительно к тому, имела ли она утилитарный смысл.
Однако бесконечно оставаться «внутри себя» наука не может. Рано или поздно она неизбежно вступает в союз с профессиональным образованием, с одной стороны, и начинает работать на удовлетворение разнообразных общественных потребностей, с другой. Поисками ответов на нематериальные потребности занимаются гуманитарные науки, которые находятся в русле общей теории познания, но имеют свою специфику, связанную, в том числе, с особенностями изучения и осмысления физически не осязаемых явлений.
Если категория «независимость» условна даже для естественных наук, то тем более она не применима к наукам гуманитарным, перед которыми общество имеет право ставить конкретные задачи и требовать их решения с помощью специального познавательного инструментария, но не для того, чтобы сложить результаты в коллекцию мертвого знания, а для того, чтобы использовать их для культивирования в массовом сознании определенных идей, востребованных временем.
Этот процесс, несмотря на его кажущуюся стихийность, всегда кем-то управляется, и когда национальное государство по какими-то причинам самоустраняется от такой обязанности, оно тотчас замещается внешними силами, преследующими собственные интересы. Эти интересы, особенно в отношении государств-соперников, все чаще предполагают системное, «ковровое» поражение основ, на которых покоится национально-культурная идентичность и цивилизационный суверенитет конкурента. Против такого в полном смысле смертоносного оружия допустимы любые средства. Сегодня необходимость их применения архи-актуальна для России.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Преклонение перед западными интеллектуалами-гуманитариями, за которыми нельзя отрицать профессиональных заслуг, закрыло от нас то обстоятельство, что они, провозглашая принцип «идеологической нейтральности» лишь формально, на самом деле никогда ему не следовали и следовать не будут. Чем бы они ни занимались – изучением мировых процессов, отдельных стран и народов, и уж, подавно, России – в сфере (а в последнее время – в центре) их внимания остаются мировоззренческие ценности, которыми они не стесняются манипулировать в стремлении воздействовать на общество и особенно на молодое поколение через систему образования-воспитания. В постсоветскую эпоху никто иной как коллективный Запад, всем своим образом действий, всем своим изощренным усердием в применении «мягкой силы», а главное – злокачественными результатами такой стратегии невольно убеждал нас в том, что не может быть гуманитарной науки вне политики и идеологии. И, слава Богу, убедил. Мы, наконец, поняли, что под разговоры о ценностях высшего порядка – общечеловеческих – Россию почти удалось духовно разоружить перед лицом умного и могущественного врага, которому ненавистны все, кто не похож на него и кто не хочет опускаться в преисподню глобальной деградации под видом движения вверх к вершинам дивного расчеловеченного мира.
Резкое обострение мировоззренческого противостояния с Западом на фоне стремительных технологических перемен уже переросло в идеологическую войну между традиционными ценностями и деструктивными, аберративными формами массового поведения, принимающими самые разные обличия – от исторически знакомых (неонацизм, русофобия, антисемитизм) до современных социально-заразительных психозов («культура отмены», трансгендерный экстремизм, BLM и т.п.). Новые трансгуманистические нормы морали упраздняют границы между добром и злом, культурой и пошлостью, человеческим и зоологическим.
Доведенная до крайних, абсурдных пределов идея плюрализма поразила все сферы жизни российского общества, включая образование, где было «отменено», как неполикорректное, такое понятие, как патриотизм, подразумевающее преданность Родине, интерес к ее великой, героической истории, благодарную гордость за ратные и трудовые подвиги далеких и близких предков, боль и сострадание к поколениям, на долю которых выпали самые трагические периоды жизни народа.
Сегодня, когда страна вновь вошла в историческую полосу тяжелых испытаний, встает задача кардинального переформатирования гуманитарной составляющей нашего вузовского образования. В течение трех последних десятилетий оно строилось на весьма специфических формах преподавания гуманитарных дисциплин, которые, благодаря массированным западным инвестициям в программы перевоспитания россиян, оказались в заложниках у воинствующей либеральной идеологии, облаченной в имитационную матрицу «чистой науки» с ее наукоподражательными теориями и методами, оторванными от жизни, традиций и духовных запросов общества.
Чтобы преодолеть мощную инерцию западного культурно-идеологического неоколониализма, в основу которого положена стратегия либерального перекодирования нашего общественного сознания и отлучения российского народа от его цивилизационно-исторической сути, нужны не только воля и решительность, но и четкие представления о том, что этой стратегии противопоставить. Тут не обойтись без творческого поиска средств мировоззренческой перестройки образовательного процесса и усиления его нравственно-воспитательной, гуманистической функции. Этот поиск непременно должен включать обращение к российским и советским университетским традициям. Выдающиеся представители этих традиций работали не с застывшими, формализованными концептами, а с живыми, изменчивыми, неоднозначными образами истории и культуры, зачастую не поддающимися описанию в категориях «рационального», «закономерного», «измеряемого». Именно их произведения навсегда вошли в золотой фонд и неприкосновенный запас российской гуманитарной науки.
Возрождение этих традиций принесет пользу лишь при условии, что оно не превратится в кампанейщину, механическую реставрацию и бездумную имитацию, а будет построено на новой информативной базе, новых познавательных и суггестивных технологиях, в том числе находящихся на стыках наук. Здесь есть чему поучиться у наших западных «кумиров».
В решении этой актуальнейшей задачи стоит подумать о повсеместном создании крупных внутривузовских научных и учебно-образовательных подразделений с ориентацией на сугубо гуманитарные («идеографические», по Риккерту) дисциплины, что позволит поднять их изучение и преподавание на подлинно университетский уровень. Сверхзадача этих структур, снабженных более или менее стандартными программами, будет заключаться в предоставлении широких возможностей получения высококлассного, если угодно элитарного, академического образования, нацеленного как на интеллектуальное формирование личности, так и на воспитание в ней чувства органичной принадлежности к российской цивилизации.
Это, кстати говоря, значительно повысит привлекательность нашего гуманитарного образования не только для российских, но и для зарубежных студентов, которые поймут, наконец, что русскую историю и культуру нужно изучать не только в западных вузах, все глубже пропитываемых русофобией и патологической фанаберией, но и в России, хотя бы для того, чтобы знать другую точку зрения и иметь более обширные представления о многообразии мира.
* * *
Учитывая вышесказанное и еще многое недосказанное, позволим себе вынести на общественное обсуждение набросок проекта научно-просветительской и учебной программы «Российская цивилизация: IX-XXI вв.», в той или иной мере предназначенной для всех образовательных структур в качестве общего ориентира. Этот междисциплинарный комплекс, конечно, нуждается в существенной доработке, но в качестве отправной точки, возможно, будет небесполезен.
Структура программы
Политика и геополитика
Движущие силы русской истории: борьба за выживание, поиск безопасных границ, преодоление континентальной замкнутости
Россия в международных отношениях (IX век – 1917 год). Региональные и глобальные аспекты российского присутствия
Географический периметр строительства империи (Восточная Европа, Кавказ, Северное Причерноморье и Крым, Средняя Азия, Дальний Восток)
Внешнеполитический инструментарий России: война, дипломатия, торговля
Личностный фактор: герой и героическое в русской истории
Великая Октябрьская социалистическая революция и образование СССР во всемирно-историческом контексте
Внешняя политика и дипломатия Советского Союза
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные направления исследований
Политическая летопись перестройки и ее трагическая кульминация 1985-1991 гг.
Крушение СССР как дискурс и предупреждение
Государство и право
История государственных учреждений в России
Памятники русского права: особенности, эволюция (XI век – 1914 год)
Авторитаризм и демократия в истории России
Национально-государственное строительство в СССР
Советские управленческие институты
КПСС и авторитаризм: пределы власти
Социальные отношения
Социальная история России: власть, народ и межсословные отношения
Город и деревня в России: от отчуждения к союзу
Феномены подданства и гражданства в Российской империи
Русская культура повседневности
История семьи и брака в России
Гендерный вопрос в русской истории
Национальный вопрос в России
Экономика
Материально-ресурсная база российской цивилизации
Хозяйственная эволюция России: от промыслов к промышленности
Национальные особенности капитализма в России
Аграрный потенциал России: история и современность
Исторические прецеденты мобилизационной экономики в Российской империи и СССР
Советское плановое хозяйство и мировые рынки
Выдающиеся советские экономисты и актуальные проблемы социалистического хозяйствования
История военно-промышленного комплекса СССР
Идеология
Парадигмальное мышление в досоветской России: от «третьего Рима» к триаде С.С. Уварова
Образы внешнего мира в русском общественно-политическом сознании
Образы России в общественно-политическом сознании других цивилизаций
Становление и развитие советской идеологии: от марксистского канона к прагматической импровизации
Происхождение и константы западной русофобии
Русофобия и самоидентификация русского мира
Концепт «дружбы народов» в советско-державном дискурсе
Борьба идей в эпоху холодной войны
Евразийская матрица в российском сознании и политической практике
Посткоммунистическая история глобальной борьбы за власть над массовым сознанием: теория и реальность
Посткоммунистическая Россия в поисках себя: от катастрофы к путям ее преодоления
Краткий курс позитивной «мифологии»
Наука и образование
История русской книжности, школьного и университетского образования
История русской и советской исторической науки
Основы методологии исторического исследования
Литературная стилистика в историческом исследовании: форма как содержание
История русской политической мысли и философии (XVI в. – начало XX в.)
История русской экономической мысли от И.Т. Посошкова до М.И. Тугана-Барановского
Изучение модернизационных процессов в России как междисциплинарная проблема
История русской фундаментальной науки и техники
История советского школьного и высшего образования
Научно-технический прогресс в СССР
Культура
Культура и философия домонгольской Руси как отражение русской самобытности
Культура Московского государства (XIII-XVII вв.): от локального к общерусскому
История русской классической литературы второй половины XVIII – начала XX вв.
История советской литературы
История русской классической музыки: самобытное и воспринятое
Советская классическая музыка в сокровищнице мировой культуры
Дягилевские сезоны в Париже: новые откровения для Европы
Русское и советское изобразительное искусство: национальное и всечеловеческое
Русская архитектура и скульптура XVIII – начала XX вв.
Религия
Основы православного мировоззрения
Русская церковь в прошлом и настоящем
Власть и религия в допетровской Руси
Власть и религия в синодальный период русской истории
Власть и религия в советское время
История православных миссий за рубежом
Россия как поликонфессиональное государство: исторические истоки веротерпимости
Комментарии читателей (0):