Мировая общественность и СМИ активно обсуждают информацию о предстоящей 15 ноября встрече председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена. Накануне китайская сторона впервые официально подтвердила, что такая встреча состоится. По словам официального представителя китайского МИД, ожидается углубленный и честный обмен мнениями. Он затронет все вопросы, которые имеют «стратегическое, всеохватное, фундаментальное значение для двусторонних отношений». Обещано, что обсудят и блок проблем, касающихся мира и развития в глобальном масштабе. Однако это – китайская трактовка предстоящего разговора. В США, как выясняется, на вещи смотрят несколько иначе. Как сообщает американское Politico, близкое, по некоторым данным, к концептуальным кругам «глубинного государства», которые контролируют нынешний Белый дом, Байден готовится к «жесткому» разговору. И собирается увязать двусторонние отношения Китая и США с так называемой «иранской проблемой», а также ролью Пекина в украинских событиях, причем, в той версии, которую исповедуют в Вашингтоне.
Сразу заострим внимание. Китайская сторона смотрит на двусторонние отношения с позиций экономического восстановления мировой экономики после ковида, считая, что две крупнейшие экономические державы, на товарооборот которых приходится пятая часть всей глобальной торговли, обязаны найти общий язык. И предотвратить, а при хорошем стечении обстоятельств и обратить вспять нынешнюю ситуацию глобальной неопределенности и нестабильности. Второй месседж, кстати, Пекин послал участникам саммита АТЭС, где ожидается выступление Си Цзиньпина с программным докладом, в котором будут предложены меры по сохранению за АТР роли экономического локомотива, возглавляющего мировой рост. Вашингтон, в противовес этому, ставит во главу угла политические цели. Китай, наряду с Россией, давно уже провозглашен в США, причем, в концептуальных государственных документах, главной угрозой мировому порядку «на правилах». То есть на американских «правилах», которые противопоставлены международному праву. Это еще в сентябре во время одного из выступлений, подтверждал и госсекретарь Энтони Блинкен.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Поэтому расчет американской стороной делается следующий. Что касается Ирана, речь идет о том, чтобы заставить Пекин надавить на Тегеран, чтобы тот «не готовился к ближневосточной эскалации». На российском же «фронте» Белый дом собирается потребовать от Китая отказаться от неофициальной поддержки России и той позиции, которую Пекин занимает в украинском конфликте на всем его протяжении. А именно: китайская дипломатия подчеркивает, что у конфликта – исторические корни, читай, связанные с распадом СССР. И виновником начала военных действий является Запад во главе с США, который проигнорировал российские озабоченности вопросами безопасности, продолжив расширение НАТО. Также отмечается, что, строго говоря, постсоветские республики не обладают полноценным суверенитетом, и поэтому к ним неприменим принцип нерушимости границ. Последнее, в частности, в мае 2023 года было озвучено послом Китая во Франции Лу Шайе, и понятно, что дипломат действовал не на свой страх и риск.
Что получается? По порядку. На иранском направлении американская постановка вопроса перед переговорами - суть натуральная демагогия. Осторожнее, чем Тегеран вел себя с началом, точнее с обострением конфликта между Израилем и ХАМАС, вести себя было попросту невозможно. Никакой агрессии от Ирана не исходило и не исходит, даже заявления о готовности призвать Израиль к ответу на самом деле призывают к миру и носят успокаивающий, стабилизирующий ситуацию характер. И именно это скорее всего и взбесило Вашингтон, который рассчитывал пустить в ход свои авианосные ударные группы, но не получил для этого от Тегерана никакого повода. «Лакмусовая бумажка»: в события в Израиле не вмешался ударный отряд иранского влияния – ливанская «Хезболла». Но всем понятно, что никаких других адресатов прибытия американских АУГ на Ближнем Востоке не существует. «Прокатились» зря, поджечь крупную региональную войну с возможным выходом на трансрегиональную эскалацию, не получилось. Пока не получилось. Теперь Байден собирается предъявить Си Цзиньпину «счет» за иранское мирное поведение по известному принципу «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», и при том облекает эти претензии в форму якобы наличия у Тегерана «агрессивных намерений». Так что это не просто демагогия, а заявка на «Гляйвиц», причем, в квадрате. У коллективного Востока уже есть такой опыт, когда очередной американский президент перед выборами попытался отпиариться, получив внутренние дивиденды за счет внешних переговоров. Но в том случае лидер КНДР Ким Чен Ын на корню пресек попытки Дональда Трампа включить его в свою предвыборную кампанию, о чем внятно и четко рассказал открытым текстом, прервал переговоры, развернулся – и уехал из Ханоя, где они проходили. Похоже, Байден идет по следам своего главного оппонента, но уже на китайском направлении. Посмотрим.
Теперь о том, что касается американской переговорной позиции, заявленной к встрече с Си Цзиньпином. В этот «кейс», судя по всему, включатся и вопросы, связанные с влиянием Китая на КНДР. Уже приходилось отмечать, что во время недавнего вояжа по маршруту Токио – Сеул госсекретарь Блинкен буквально «продавил» партнеров по министерской встрече формата «Большой семерки» и добился включения в итоговое заявление призыва к Пекину оказать на Пхеньян давление в пользу прекращения военного и военно-технического сотрудничества с Россией. Если не собирались включать этого в переговорный трек с китайской стороной, то не было бы и такого заявления «семерки». Грубо говоря, Байден собирается в разговоре обвинить Си Цзиньпина в потворстве:
- гипотетическим предоставлением КНДР российской стороне боеприпасов;
- помощи Москвы Пхеньяну в военных технологиях;
- ракетным пускам, которые КНДР осуществляет в ответ на многочисленные провокации США и Южной Кореи, в том числе «околоядерные».
Для чего это делается? Двух мнений скорее всего быть не может: США собираются «выкатить» Китаю ультиматум, обусловив им решение экономических вопросов, которые поставит перед Байденом Си Цзиньпин. В частности, о восстановлении полноценного товарооборота и об отмене дискриминационных для Китая тарифов на импорт США из Китая, установленных еще Трампом, но так и не отмененных Байденом. Нельзя исключать, что именно такой план переговоров спустили в Белый дом из соответствующих теневых центров влияния, стратегам которых нужно понять и определиться, с кем пойдет на выборы Демократическая партия. Если у Байдена получится «продавить» Си Цзиньпина, то окончательное решение будет в его пользу. Нет – на выборы очень может быть, что двинется другой кандидат, скажем, губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом, выстроивший отношения с китайской элитой в ходе недавнего недельного турне по Китаю. Есть и еще одна тема – Тайвань. Выборы на острове в январе, и их скорее всего выигрывает кандидат от правящей ДПП, действующий «вице-президент». Пойдет ли Байден, набравшись отчаяния, на шантаж тем, что новая островная власть объявит о «независимости»? Ведь это обоюдоострое оружие, означающее по сути casus belli. Честно говоря, сомнительно, что хозяин Белого дома мог получить такие инструкции. Но теоретически – возможно.
Что ответит Си Цзиньпин, мы не знаем и можем судить только косвенно. Два факта. Перед визитом в США китайский лидер отправил в Москву с посланием президенту России Владимиру Путину свое доверенное лицо – зампреда Центрального военного совета (ЦВС) генерала Чжан Юся, который на встрече с нашим лидером заявил, что в Китае «уважают» успешное сопротивление России западным санкциям. Спустя считанные часы в США из Пекина отправился другой эмиссар – вице-премьер Госсовета КНР Хэ Лифэн, который в последние дни наделен еще и статусом главы Центральной финансовой комиссии. В Сан-Франциско переговоры с ним ведет глава минфина Джанет Йеллен, тесно связанная с «глубинным государством» по факту предыдущей должности главы совета управляющих ФРС.
Совокупность этих сигналов показывает, что Китай не принимает увязки глобальных экономических вопросов с глобальными политическими и предпочитает первые решать с Вашингтоном, а вторые – с Москвой. США такая позиция однозначно не устроит, там хотят эти элементы повестки объединить и взаимно обусловить. Поэтому следует ожидать очень сложного разговора, подробности которого не предадут гласности, а результаты, если они будут, проявят себя лишь в перспективе нескольких недель, а то и месяцев. Косвенно об итогах можно будет судить по внутриполитическому предвыборному положению и поведению Байдена. А также по кадровым подвижкам в китайской властной иерархии, которые будут связаны с предстоящим ежегодным пленумом ЦК КПК. Напомним, что сроки его проведения задерживаются, а дата до сих пор не объявлена и появится скорее всего уже после Сан-Франциско.
Комментарии читателей (1):