Около 55% от чистого прироста мировой добычи газа в 2022-26 гг. ожидает превращение в СПГ, утверждается в докладе МЭА «Среднесрочный газовый отчет за 2023 год».
Совсем немного времени прошло с выхода в сентябре доклада МЭА о необходимости прекращения инвестиций в добычу нефти и газа, как коренным образом изменились настроения на энергетическом рынке, прежде всего, в газовом сегменте.
Катар не поверил увещеваниям МЭА, и 3 октября Его Высочество шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, эмир Государства Катар, провозгласил начало проекта расширения Северного месторождения, который увеличит мощности по производству СПГ в Государстве Катар с нынешних 77 млн тонн в год до 126 млн тонн в год к 2026 году.
Проект включает в себя шесть мегалиний, каждая мощностью по восемь миллионов тонн СПГ в год, четыре из которых являются частью проекта расширения North Field East (NFE), а две — частью проекта расширения North Field South (NFS), что в общей сложности обеспечит дополнительно 48 млн тонн мировых поставок СПГ в год.
Его Превосходительство министр Аль-Кааби поблагодарил партнеров QatarEnergy, рабочие группы Qatar Energy и QatarEnergy LNG, а также подрядчиков, работающих над реализацией этого проекта с соблюдением самых высоких стандартов качества и безопасности. Партнерами QatarEnergy в этом глобальном проекте являются TotalEnergies, Shell, ConocoPhillips, ExxonMobil, Eni, Sinopec и CNPC, чей вклад, по словам министра, сыграет ключевую роль в обеспечении успеха проекта и достижении его целей путем производства СПГ, который является лучшим энергоносителем в мире с точки зрения безопасности, надежности и выбросов углекислого газа.
Помимо СПГ, проект будет производить 6500 тонн в сутки этана, который будет использоваться в качестве сырья в местной нефтехимической промышленности. Проект также будет производить около 200 000 баррелей в сутки сжиженного нефтяного газа (пропана и бутана) и около 450 000 баррелей в сутки конденсата, а также большие количества гелия и чистой серы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 20.03.24 Отказ ЕС от российского СПГ практически неизбежен
- 05.12.23 Природа нуждается в помощи человечества по переработке углекислого газа
- 29.11.23 FT: европейские порты помогают России доставлять сжиженный газ в другие страны
- 24.11.23 Перегруженность Панамского канала идёт на пользу поставкам СПГ в Европу
Решимость Катара увеличить добычу несмотря на отдельные предупреждения о недостатке рынков сбыта поддержали европейские государства и Китай.
Еще в июне китайская CNPC подписала соглашение о поставке 4 млн тонн СПГ в год на приемные терминалы CNPC в Китае в течение 27 лет. В июне контракт стал самым долгосрочным обязательством отрасли по СПГ.
Стороны также подписали соглашение о купле-продаже акций, по которому QatarEnergy передаст CNPC 5%-ную долю в эквиваленте одной линии NFE мощностью 8 млн тонн в год. Эта передача позволит CNPC стать партнером в проекте NFE и не повлияет на доли участия других акционеров в проекте.
Но лидерство Китая продолжалось недолго. В октябре TotalEnergies подписала договор с QatarEnergy на поставку 3,5 млн тонн (4,8 млрд куб. м) СПГ в год во Францию сроком на те же 27 лет. Поставки начнутся в 2026 году на терминал Фос-Кавау на юге Франции.
Соглашение было ожидаемым, так как в прошлом году французы и катарцы подписали две сделки, в результате которых Total за $1,5 млрд получила контроль над 9,3% в объекте NFS и за сумму более $2 млрд 6,25% в объекте NFE.
Катар поставляет СПГ во Францию с 2009 года. При этом его доля на текущий момент достигает 6,3% при общих поставках СПГ во Францию в 2022 году в объеме 35,1 млрд куб. м.
Контракт Total полностью противоречит политике Еврокомиссии по отказу от ископаемого топлива, от долгосрочных контрактов на поставки энергоносителей и попыткам Комиссии создать механизм совместных своповых закупок газа европейскими потребителями.
Вторым смутьяном стали Нидерланды. Через неделю после французов 27-летний контракт на поставку СПГ в Нидерланды через газоприемный терминал «Гейт» в порту Роттердама подписала Shell. Поставки начнутся в 2026 году и составят, как и у французов, 3,5 млн тонн в год.
Теперь очередь за Германией. В ноябре прошлого года канцлер Германии Олаф Шольц посетил Катар в поисках СПГ, но категорически отказался подписывать контракт на срок не менее 20 лет, на чем настаивала Доха. Германия сейчас получает газ из Катара, но его не хватает − правительство вынуждено запускать угольные электростанции. По данным Bloomberg, речь идет о двух блоках завода RWE в Нидераусеме, а также одном блоке завода в Нойрате. Еще один дополнительный блок компании LEAG в Йеншвальде уже начал вырабатывать энергию. Всего немецкие операторы угольных ТЭС текущей зимой могут вернуть на рынок до 1,9 ГВт резервных угольных энергоблоков. Весной, напомним, в Германии остановили три АЭС.
По данным Bloomberg, Катар отвечает на треть роста мировых поставок СПГ в 2022 году.
Пока подписанные Катаром и рассчитанные на десятилетия контракты покрывают лишь треть его планов роста добычи − 15,3 млн тонн в год из 48 млн тонн общего прироста. По данным Oilprice.com, о контрактах с миноритарными акционерами, среди которых ExxonMobil и ENI, пока ничего не известно.
Эксперты Oilprice.com считают, что у Катара есть все шансы свергнуть США с лидерства поставок СПГ в Европу, которые сейчас занимают 43% рынка, так как число буровых в США начало сокращаться, и сокращение не компенсируется увеличением производительности скважин. Катар под будущие поставки уже забронировал мощности по регазификации во Франции, Бельгии и Великобритании до 2050 года.
Вытеснение трубопроводного газа за счет поставок СПГ МЭА иллюстрирует следующим прогнозом. В 2026 году динамика роста поставок СПГ вырастет примерно в три раза относительно 2022 года.
Период с 2011 по 2021 год стал «золотым десятилетием» газа: за этот период потребление природного газа во всем мире увеличилось почти на 25%, и на его долю пришлось 40% роста поставок первичной энергии во всем мире – больше, чем на любое другое топливо, сообщает МЭА. При этом МЭА считает, что спрос на природный газ на развитых рынках достиг своего пика в 2021 году, и перспективы роста все больше концентрируются в АТР и странах Ближнего Востока.
По оценкам МЭА, мировые поставки СПГ в период с 2022 по 2026 год увеличатся на 25% (или на 130 млрд куб. м в год), причем 70% увеличения поставок придется на 2025-26 годы. США обеспечат примерно половину дополнительных мировых поставок СПГ, их доля увеличится с 20% в 2022 году до более чем 25% к 2026 году.
Принципиальный вопрос − приведет увеличение доли СПГ на мировом рынке газа к повышению его устойчивости. МЭА пишет, что условия поставок СПГ (механизмы ценообразования, индексируемые по узлам, и соглашения о бесплатной доставке в пункты назначения), ликвидность и гибкость мировой торговли в среднесрочной перспективе будут увеличиваться, что позволит более эффективно реагировать на краткосрочные потрясения предложения и/или спроса и приведет к повышению устойчивости мирового газового рынка.
В то же время агентство вынуждено признать, что региональные рынки становятся все более взаимозависимыми, то есть события, вызывающие волатильность цен в одном регионе, могут повлиять на колебания цен и динамику спроса и предложения на географически удаленных рынках.
Агентство видит выход в «расширении диалога между производителями и потребителями по вопросам безопасности поставок». Целевая группа МЭА по газу и экологически чистым видам топлива обеспечивает мониторинг рынка и безопасность поставок на базе платформы, действующей с октября 2022 года.
Пока же стабильностью на газовом рынке «не пахнет».
На рынке газа остаются существенные неопределенности, и, по мнению МЭА, основная − объем поставок газа из России. В 2022 году общее производство газа в России упало на 12%.
Транзитный договор с Украиной заканчивается в 2024 году и, вероятно, будет разорван. Значит единственным газопроводом в Евросоюз останется «Турецкий поток». А это значительно снизит поставляемые объемы.
МЭА отмечает, что производство природного газа в России в 2023 году составит менее 630 млрд кубометров, что станет антирекордом с 2009 года.
В ЕС хранилища открыли отопительный сезон 2023-24 годов на 96% от полной мощности, что на 10 млрд куб. м выше среднего показателя за пять лет. Тем не менее, в очередной раз напоминает МЭА, заполненные складские помещения не являются гарантией от зимней неустойчивости. Холодная зима в сочетании со снижением доступности СПГ и дальнейшим сокращением поставок российского трубопроводного газа могут возобновить напряженность на рынке, особенно к концу зимы 2023-24 годов.
Напряженность на европейском рынке уже имеет место. На 13 октября за пять сессий цена TTF выросла на 22,5%, пишет Себ Кеннеди.
Нестабильность рынка демонстрирует «блуждание» цены TTF относительно азиатского JKM, указывает автор.
Но в Азии готовятся к росту цены, за неделю с 6 по 13 октября форвардные цены на газ на сентябрь 2024 года взлетели на 2 $/MMBTU, на 14%.
Рекордная заполненность газовых хранилищ Европы не гарантирует 100-процентное снабжение газом всех потребителей. Германия в год потребляет газа в 3,7 раза больше, чем запасено в ее хранилищах, а в Англии хранилищ практически нет.
Профессионально организованные события на Ближнем Востоке вкупе с не менее профессиональной организацией забастовки рабочих СПГ-заводов в Австралии показывают хрупкость мирового рынка СПГ, волатильность которого может еще не раз удивиться ориентирующихся на газ потребителей.
Комментарии читателей (0):