Рост ключевой ставки Банка России до 15% и ужесточение денежно-кредитной политики сильно ударили по госпрограммам поддержки. Некоторые из них (льготная ипотека) потребовали существенного дофинансирования, а какие-то рискуют и вовсе остановиться, пишет Telegram-канал «Суверенная экономика».
Корпоративная программа повышения кредитоспособности (КППК) — запущенный в 2019 году проект по поддержке российских экспортеров. По сути, она представляет собой льготное кредитование инвестпроектов, реализация которых направлена на повышение конкурентоспособности отечественных компаний и увеличение их выручки.
Как и всякая программа льготного чего-нибудь, она финансируется за счет государства. Идея простая — правительство поддерживает бизнес, чтобы в перспективе собрать больше налогов. Как и у любой другой подобной программы, у нее есть свой бюджет на календарный период. И стоимость субсидий прямо привязана к стоимости кредитования.
А оно, в свою очередь, зависит от ключевой ставки, которая в прошлом и в этом году ощутимо выросла. К слову, три года назад Минпромторг в первый раз приостанавливал программу из-за пандемии. В 2022 году ставка достаточно быстро вернулась к более-менее терпимым 7,5%, а сейчас — новый скачок.
Вообще, сокращение инвестиций — это прямое и ожидаемое следствие роста «ключа». То есть это ровно то, чего ЦБ и ожидал. Именно потому высокий «ключ», особенно если он держится долгое время, — это реальная проблема для экономики, но тут государству в любом случае приходится выбирать из двух зол.
Скорее всего, мораторий на новые проекты продлится как минимум до середины 2024 года. Тем более что недавнее повышение ставки ЦБ с большой вероятностью окажется далеко не последним в этом году.
Комментарии читателей (1):