Парадокс от ООН: действительно ли голод и обжорство - это скрытые расходы?

Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова
9 ноября 2023  12:28 Отправить по email
Печать

Согласно анализу Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), «скрытые расходы» в сфере сельского хозяйства и продовольственных систем могут составлять до $10 трлн в год — почти 10% мирового ВВП.

Мировое производство зерновых в этом году, по прогнозам, достигнет рекордных 2,81 млрд тонн, согласно последнему докладу ФАО о спросе на зерновые, опубликованному 3 ноября 2023 года.

В России на сегодня собрано 147 млн тонн зерновых. Экспортный потенциал — 65 млн тонн. Квота на экспорт с 15 февраля по 30 июня 2024 года составит 24 млн тонн. Основные сложности с экспортом — внутренние. В первую очередь они связаны с поставками по железной дороге.

Дефицит кадров в АПК РФ достиг 200 тыс. человек. Одна из причин — низкая оплата труда в отраслях сельского хозяйства.

ФАО провела исследование в 154 странах и опубликовала 6 ноября текущего года доклад «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства» за 2023 год. В нем эксперты ФАО приводят доводы в пользу точного учета затрат, который позволит оценить скрытые расходы. Под ними подразумеваются, например, расходы стран на здравоохранение.

Самые значительные потери (более 70%) связаны с нездоровым питанием населения. Употребление в пищу полуфабрикатов, большого количества жиров и сахара может вести к ожирению и неинфекционным заболеваниям, а также к снижению производительности труда. Такой ущерб особенно высок в странах с высоким уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего.

Пятая часть общих потерь связана с окружающей средой: с выбросами парниковых газов и азота, изменениями в землепользовании и водопользовании. Эта проблема затрагивает все страны, и ее масштабы, вероятно, недооценены из-за ограниченных данных.

Страны с низким уровнем дохода больше других страдают от скрытых издержек сельскохозяйственного производства: потери составляют более четверти их ВВП, в отличие от менее 12% в странах со средним уровнем дохода и менее 8% в странах с высоким уровнем дохода.

В странах с низким уровнем дохода наиболее значительны скрытые расходы, связанные с бедностью населения и недоеданием.

Доклад ФАО призывает правительства и частный сектор к более регулярному и детальному анализу скрытых или «истинных» издержек агропродовольственных систем с помощью точного и полного учета затрат и к последующему принятию мер по смягчению этого ущерба.

Правительства могут использовать различные рычаги для корректировки и достижения лучших результатов, в том числе налоги, субсидии, законодательство и регулирование. Для точного учета затрат также потребуются инновации в области исследований и управления информацией, а также инвестиции в сбор данных.

Оставим экспертам высокого уровня обсуждения тем, на первый взгляд, не являющихся первым приоритетом в ситуации глобальных геополитических изменений и трансформаций, характеризующих современный период. Тем более, что сами они не раз утверждали, что голодают сейчас свыше 820 млн человек, а 3,2 млрд жителей планеты испытывают проблемы с обеспечением продовольственной безопасности.

Кстати и ЦУР-2 («Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства») из 17-и целей устойчивого развития (ЦУР) ООН не является достижимой к 2030 году.

Мировое производство зерновых в этом году, по прогнозам, достигнет рекордных 2,81 млрд тонн, согласно последнему докладу ФАО о спросе на зерновые, опубликованному 3 ноября 2023 года.

В нем повышен прогноз производства фуражного зерна в Китае и большей части Западной Африки и понижен для США и Евросоюза. Прогнозы производства пшеницы были повышены для Ирака и США и пересмотрены в сторону понижения для Европейского союза и Казахстана. По прогнозам, мировое производство риса в 2023-24 годах незначительно увеличится в годовом исчислении.

Мировое потребление зерновых в 2023-2024 годах, по прогнозам, достигнет 2,810 млн тонн, при этом общее потребление, как пшеницы, так и фуражного зерна превысит уровень 2022-2023 годов, в то время как потребление риса, как ожидается, останется на уровне предыдущего сезона.

По прогнозам ФАО, соотношение мировых запасов зерновых к потреблению в 2023-24 годах составит 30,7%, что является «комфортной ситуацией с поставками с исторической точки зрения» и незначительно превышает прошлогодний уровень в 30,5%.

Объем мировой торговли зерновыми в 2023-2024 годах прогнозируется на уровне 469 млн тонн, что на 1,6% меньше, чем в предыдущем году.

А что сейчас происходит в нашей стране? Чем закончится текущий сельскохозяйственный год? Каких ещё «сюрпризов» стоит ждать и к чему они приведут? На что делать ставку в будущем году?

Базовый сценарий развития экономики на 2024 год и период 2025–2026 годов Банка России предполагает сохранение введенных в отношении РФ санкций. Так следует из очередного доклада ЦБ РФ о денежно-кредитной политике (Выпуск № 4 (44), ноябрь), опубликованном 07 ноября. Основной вывод:

«Базовый сценарий не предполагает значимого изменения геополитических условий до конца прогнозного горизонта. Введенные внешние ограничения на российский экспорт, импорт, инвестиционное и технологическое сотрудничество на среднесрочном горизонте сохраняются».

По данным консалтинговых компаний Kasatkin Consulting и LM Investments, выручка предприятий российского АПК в текущем году составит 20,1 трлн руб. (рост к 2022 году — 10%). В 2024 году, по их оценкам, она вырастет ещё на 22,7% до 24,7 трлн руб., драйвер роста — экспорт зерновых и масличных.

По мнению компании «Совэкон», к снижению агроэкспорта (а, значит, в перспективе и выручки АПК) могут привести попытки госрегулирования цен на пшеницу и установление негласного минимума цены при заключении трейдерами экспортных контрактов.

Темпы экспорта зерновых к октябрю немного снизились после первых рекордных месяцев текущего года. В дальнейшем ожидается экспорт на уровне 4-5 млн тонн в месяц.

Отметим, что колосовые зерновые уже демонстрируют снижение рентабельности, аналогично — масличные. Хорошие результаты только у сои и ряда культур с особыми рыночными «нишами».

Реальный объём экспорта будет зависеть от размера квоты на 2024 год, которую определит Минсельхоз РФ.

Первый заместитель министра сельского хозяйства О.Н. Лут приняла участие в пленарном заседании Новосибирского агропродовольственного форума и рассказала о ситуации с кадрами, ходе уборки и квоте на экспорт зерна. Приводим основные тезисы.

Собрано 147 млн тонн зерновых. Экспортный потенциал — 65 млн тонн. Квота на экспорт с 15 февраля по 30 июня 2024 года составит 24 млн тонн. Основные сложности с экспортом — внутренние. В первую очередь они связаны с поставками по железной дороге.

Дефицит кадров в АПК достиг 200 тыс. человек. Одна из причин — низкая оплата труда в отраслях сельского хозяйства.

Минсельхоз и Минтруд РФ совместно работают над привлечением новых кадров и удержанием уже имеющихся, — говорит первый замминистра. Предполагается, что проблема будет решена в течение 6 лет.

Ранее Министр сельского хозяйства Д.Н. Патрушев говорил о том, что общий урожай зерна в текущем сезоне может достигнуть 140 млн тонн в чистом весе. Из них пшеница — 93 млн тонн.

По данным компании «ПроЗерно», экспорт основных зерновых в текущем сезоне может составить 65,9 млн тонн.

Заметим, что 39% опрошенных в 2023 году производителей продуктов питания называют нехватку квалифицированного персонала в числе главных проблем отрасли. Об этом говорится в исследовании консалтингового агентства INFOLine.

Нехватка кадров — традиционная проблема отрасли АПК. В 1990-е годы основной ее причиной было резкое падение доходов, в нулевые — устаревание инфраструктуры и отток людей в большие города. В настоявшее время АПК сталкивается с новыми вызовами, среди которых: мобилизация, отток мигрантов и потребность в высококвалифицированных кадрах.

Страна нуждается в пополнении бюджета, расходы которого значительно увеличились и будут расти. На это, в значительной степени, направлены принимаемые в последнее время меры государственного регулирования аграрного сектора.

Как в этих условиях можно обеспечить развитие многоукладного сельского хозяйства страны, стимулировать отечественный аграрный бизнес для дальнейшего устойчивого развития, не снижая его инвестиционных возможностей и рентабельности производства? Видны риски для будущих урожаев: на фоне роста издержек и фискальной нагрузки сельхозпроизводители начинают экономить на средствах производства, переходить на менее затратные агротехнологии и культуры, сворачивать внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Больше всего может пострадать мелкий и средний бизнес, которому просто угрожает банкротство, а так же ЛПХ. Напомним, что эти «малыши» в совокупности производят почти половину валовой продукции АПК России.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть